Отправлено Юрий Аммосов 22:23:30 13/07/2000в ответ на: О ереси с которой боролся святой Иосиф Волоцкий, называвший ее ересью жидовствующих, отправлено Александр В. 16:54:19 13/07/2000:Небольшая историческая справка. Ересью как таковой жидовствующие не являлись, невзирая на антитринитарное богословие и восстановление части ветхозаветной обрядности. Фактически это был аристократическое придворное полутайное общество, которое ставило своей целью прежде всего исключительное влияние на царя. Организационным центром ее был дьяк Волк Курицын, один из самых приближенных советников Ивана III и прожженный интриган своего рода русский Мазарини. Идеологические посылки формировал царский духовник о. Алексий, которого Волк вывез из Новгорода. Входили в него также и ряд родовитых бояр. Численность жидовствующих была крайне невелика, не более 20-30 человек. Легенда об основании ереси «жидовином Схарией», скорее всего, основания под собой не имеет: впервые она встречается в упомянутой книге Иосифа Волоцкого (собственно, это не книга, а сборник посланий) спустя почти тридцать лет после возникновения. Богословие жидовствующих в целом очень доморощенное примитивное, нечеткое и непоследовательное, и содержит элементы множества вероучений от оккультизма до патнеизма. Влияния других монотеистических учений там практически не отслеживается: скорее всего, разработка осуществлялась русским, поверхностно знакомым с какими-то европейскими переводными сочинениями. Ни с городскимии ересями Европы, ни с манихейскими балканскими ересями, ни даже со стригольничеством 14 в. его связать невозможно оно сильно отличается от них как своей эклектикой, так и глубиной проработки тем. Скорее всего, ересь чисто московского происхождения и сложилась в середине 1470-х гг. в Кремле. Так как основной целью общества жидовствующих было политическое господство, а не распространение учения, они содержали его в тайне и практически не разрабатывали после 1478 г. (многочисленные известные труды Волка Курицина скорее рефераты западных книг, нежели самостоятельные компендиумы). В настоящий момент единственное представление о их богословии можно составить лишь по полемике Волоцкого. Вначале жидовствующим удалось добиться очень большого успеха (Иван III хотя и не входил в их число, но относился к ним с явным сочуствием), но впоследствии они были побеждены партией Софии Палеолог. Помимо Иосифа Волоцкого, борьбу с жидовствующими вел архиеп. Геннадий, известный просветитель, переводивший Писание на русский. На рубеже веков в ряде процессов жидовствующие были по большей части сосланы на покаяние в заволжкие монастыри, а несколько лидеров, включая Курицына, казнены. > Вопрос мой такой, как считает уважаемая публика, не наблюдаем ли мы активизацию этой ереси и в наши дни. Поскольку ересью жидовствующих можно назвать с превеликими трудом скорее, речь шла об идеологической поддержке борьбы за трон и за троном никакий преемственности она себе не обеспечила.
- Re: "Жидовствующие" и др. Алексей Чумаков 03:53:40 14.07.2000 (4)
- Леша, внимательнее! Юрий Аммосов 10:42:50 14.07.2000 (0)
- Re (2): "Жидовствующие" и др. //Не подскажете, можно ли где сейчас найти эту книжку Карташева? Спасибо Александр В. 09:45:03 14.07.2000 (2)
- Re (3): "Жидовствующие" и др. //Не подскажете, можно ли где сейчас найти эту книжку Карташева? Спасибо Алексей Чумаков 10:01:38 14.07.2000 (1)
- Большое спасибо Александр В. 10:45:06 14.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]