Год рождения и год крестных страданий Спасителя — ошибка отца Александра Меня?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Николай п. 13:57:39 14/07/2000:

 
Уважаемые братья и сестры!
 
 
Хотелось бы вернуться к вопросу о том, когда родился Спаситель и когда Он страдал на кресте. К сожалению, те труды богословов, на которые ссылается отец Андрей Кураев в своей книге по «Школьному богословию» (на отца Александра Меня и др.), содержат явную ошибку, о чем уже писалось на форуме ( http://beseda.mscom.ru/arc8/6363.html ), но кроме одного ответа  (который невозможно теперь прочитать в архиве N 8) никакой реакции не было.  
 
 
Достоверный с точки зрения календарной науки источник, на который буду
 
я далее ссылаться — следующая книга:
 
  
 
И.А.Климишин «Календарь и хронология», Москва, «Наука», 1985
 
 
Идея, на которую ссылается отец Андрей вслед за отцом Александром Менем и проф. В.Болотовым, идет, оказывается от ... иудейских раввинов.
 
 
Читаем на странице 247:
 
 
// Кстати, в средневековой литературе очень много «изысканий» было проведено для выяснения взаимного расположения на небе планет, которые могли бы «позвать в дорогу волхвов на поклонение новорожденному Мессии». Ведь, как говорил еврейский раввин Абарванела (XV в.): «Наиболее важные перемены в подлунном мире предзнаменуются соединениями Юпитера и Сатурна. Моисей родился три года спустя после такого соединения в созвездии Рыб...»
 
 
Соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб было в 747 г. от «основания Рима» — 7 г. до н.э., причем расстояние между ними в это время составляло около полградуса (что равно диаметру Луны). В следующем году к этим планетам присоединился и Марс. И в качестве курьеза отметим, что на основании расчетов положений упомянутых планет на небе Кеплер сделал «вывод», будто Иисус Христос родился в 748 г. от «основания Рима».//
 
 
Собственно, все эти факты можно проверить и самим, используя программы
 
skyglobe или xephem (или другие), достоверность их — 100 процентов (так как наука то естественная, а не гуманитарная).
 
 
Так что — это дополнение к сказанному на http://beseda.mscom.ru/arc8/6363.html о дате Рождества Христова.
 
 
Вывод: дата, 7 г. до н.э., на которую указывает отец Андрей Кураев вслед за отцом Александром Менем, НЕ ВЕРНА...
 
 
——————————————————————————————————-
 
 
Теперь собственно о возможных датах Рождества Христова и Его смерти.
 
 
Указанная выше книга написана ученым атеистического плана, и это нужно иметь в виду и на это делать поправку. И.А.Климишин использует множество разных источников, для него Священные Евангелия равноценны записям Римских консулов и пр., что, для христианина, конечно, не так: Евангелия имеют «подавляющее» преимущество в оценке дат Рождества и крестной смерти Спасителя.Но это также в некотором смысле и облегчает задачу для христианина.
 
 
Дата Рождества Христова достаточно точно определяется по Евангелию от Матфея.
 
 
стр.244 «Ведь Ирод умер в 750 г. от »основания Рима", т.е. в 4 г. до н.э."
 
 
На дату крестной смерти Спасителя косвенно указывают строки Евангелия от Луки:
 
 
«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, ... был глагол Божий к Иоанну...» (Лк. 3, 1-2). Иоанн будто бы начал свою проповедь и вскоре крестил Христа в Иордане. При этом «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати...» (Лк., 3, 23). Император Тиберий Клавдий Нерон управлял Римской империей с 14 по 37 г. Тертулиан и другие писатели, по-видимому, принимали, что Иоанн Креститель начал свою деятельность в 14+14 (число полных лет правления Тиберия) = 28 г. н.э., в начале 29-ого он крестил Иисуса, которому «было около 30 лет». Отсюда и следовало, что Христос родился во 2 г. до н.э. По-видимому, никто из упомянутых выше писателей не знал года смерти Ирода (или, что менее вероятно, не был знаком с Евангелием от Матфея)." с.244-245
 
 
Разумеется, практически невероятно незнание Евангелия от Матфея Тертуллианом с точки зрения христианства, отсюда наше преимущество перед атеистическим ученым..
 
 
И.А.Климишин рассматривает другие источники, для него равноценные,
 
например, «Хронограф 354 г.», «Пасхальная хроника» и пр. Но ни они, ни
 
Евангелия не вызывают у него оптимизма в силу его взглядов. Впрочем, нам важны не взгляды, а «сухие» данные о календарях, приводимые им...
 
 
Далее уже пойдет мое осмысление множества выводов, которые делает И.А.Климишин.
 
 
Стр.246 «Ведь »календарная ситуация" такова, что 15 Нисана (еврейская пасха) приходилось на субботу ( а канун Пасхи — «день распятия Иисуса Христа» — на пятницу) лишь в 26 г. н.э. (23 марта), в 33 г. (4 апреля) и в 36 г. (31 марта)..."
 
 
И далее идет весьма важная ссылка мелкими буквами внизу страницы 246:
 
 
«Впрочем, это данные формальных расчетов. Но так как истинное полнолуние в 30 г. н.э. было 6 апреля в 22 ч. 31 мин. по иерусалимскому времени (F.Ginzel, Bd. III, S.389), а дата Пасхи устанавливалась в то время путем непосредственных наблюдений, то считается вполне вероятным, что в этом году еврейская пасха могла быть перенесена на субботу 8 апреля. Поэтому некоторые источники считают годом страданий и воскресения Иисуса Христа 30 г.н.э.»
 
 
Следует пояснить, путем каких «непосредственных наблюдений» происходили календарные наблюдения.
 
 
Смотрим стр.170 книги:
 
 
"За начало месяца в еврейском календаре принималась неомения — момент первого появления Луны на вечернем небе. Даже в I в. н.э. при иерусалимском синедрионе была специальная комиссия из трех человек, которая 29-ого числа каждого месяца высылала свидетелей за город, чтобы они следили за появлением серпа новой Луны. Таких свидетелей появления Луны в неомении должно было быть не меньше двух. Каждый еврей — очевидец первого захода Луны — был обязан при всех условиях и даже в праздничный день — субботу — отправляться в Иерусалим для показания. Заслушав очевидцев, коллегия принимала решение считать
 
наступающий 30-ый день текущего месяца  1-ым днем нового месяца (в противном случае таковым объявлялся лишь следующий день). Новолуние провозглашалось словами «Оно освящено», которое все присутствующие повторяли хором. Об этом событии население окрестностей Иерусалима оповещалось с помощью огней, зажигавшихся на холмах, а позже — посылкой гонцов."
 
 
Так что современные расчеты, проводимые с исчерпывающей точностью по
 
современным календарным программам (вроде уже указывавшихся), точно
 
указывают на начало месяцев еврейского календаря (другими словами, евреи наблюдали  непосредственно за тем, что происходило в природе, а современные астрономические программы абсолютно точно вычисляли, что происходило в природе).
 
 
Замечу от себя, что между новолунием и появлением Луны на небе так,
 
чтобы она  была видна невооруженным глазом, должно также пройти что-то около суток, так что 6 марта 22.31 как раз превращаются в «начало» дня 8 марта 30 г.н.э. и здесь никакого серьезного противоречия нет.
 
 
Далее, хотелось бы обратить внимание на следующие строки в книге И.А.Климишина на стр.211-212:
 
 
«Серьезная причина споров о дате Пасхи имеется и в текстах Евангелий. Так, первые три евангелиста (Матфей, Марк и Лука) почти одними и теми же словами утверждают, что Христос вместе со своими учениками »вкушал законную пасху", которую евреи готовили вечером 14 Нисана. Отсюда следовало, что он был распят 15, а «воскрес 17 Нисана». Но четвертый евангелист Иоанн совершенно определенно говорит о «Тайной Вечери» 13 (т.е. в ночь с 13 на 14) Нисана, о смерти Христа в канун еврейской пасхи — 14 Нисана и его воскресении 16 Нисана.
 
 
На протяжении почти 20 веков было сделано много попыток согласовать это разительное противоречие в свидетельствах евангелистов, однако все они заканчивались неудачей. И все же сегодня его нельзя рассматривать как доказательство мифотворчества евангелистов в целом. В 1875 г. профессор Петербургской духовной академии Д.Хвольсон обратил внимание на то, что в канун еврейской пасхи на территории Иерусалимского храма «закалали» несколько тысяч агнцев (Иосиф Флавий говорил даже о 256500 — числе явно преувеличенном). Само же приготовление «пасхального агнца» занимало еще два-три часа. Но, как уже отмечалось, Библия запрещает евреям готовить пищу в субботний день, начинавшийся фактически в пятницу после захода Солнца. И если еврейская пасха приходилась на субботу (а именно такое случилось в год смерти Христа), то, как полагает Д.Хвольсон, пасхальные жертвы приносились в четверг вечером, самую же пасху можно было вкушать как в ночь с четверга на пятницу, так и с пятницы на субботу...".
 
 
Собственно говоря, это и снимает кажущееся «противоречие» евангелиста Иоанна с остальными евангелистами, так как мы еще знаем, что св. евангелист Иоанн дополнял и уточнял их повествование.  
 
 
Итак, из всего рассмотренного выше достаточно определенно можно сделать выводы о том, что
 
 
1) Христос родился в 4 г. до н.э.
 
 
2) Крестная смерть Спасителя случилась в 30 г. н.э.
 
 
Получается, что ему действительно было примерно 33 года в момент смерти, три с половиной года Он учил народ. Вроде бы все согласуется?
 
 
С уважением и любовью, Николай
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]