Re (4): Классические песни — и молитвенные песнопения, слагаемые в народе


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Lux 19:20:54 18/07/2000
в ответ на: Re (3): Классические песни — и молитвенные песнопения, слагаемые в народе, отправлено Вета 09:12:44 18/07/2000
 
Уважаемая Алла!
 
 
Эстетический идеал есть предмет абсолютный. Увы, в нашем поврежденном грехопадением мире мы имеем дело лишь с его в разой мере искаженными проекциями, обусловленными временем, воспитанием, образованием и так далее. Тем не менее, наши суждения о красоте неизбежно имеют интонации абсолютной уверенности в высшей эстетической обоснованности наших личных восприятий. Нам бы эти восприятия оставить при себе, но эстетическое чувство связано с этическим, и нас тянет поделиться с собратьями своим видением прекрасного. Результатом может быть либо чувство единства восприятий, “родства душ”, так сказать, или наоборот отторжение, даже личностный конфликт. Отторжение тем горше, чем ближе по духу кажутся люди, не принимающие твой вкус и даже твои ценности. Цивилизованным способом разрешения такой ситуации является изложение своей позиции, хотя никакие доводы не сдвинут с места элементарное “мне не нравится”. Польза тут заключается лишь в дом, что проясняется, какие из прочих своих эстетических пристрастий лучше держать при себе во избежание нового горького момента истины, при этом сохраняется собственное достоинство и утверждается право на личное мнение, основанное не на бессистемных пристрастиях, а на особом душевном складе и видении мира. (Нецивилизованные методы разрешения эстетических конфликтов я тут просто не рассматриваю.) Посему, я кратко обозначу свою позицию по рассматриваемому нами вопросу.
 
Вашим главным тезисом, если не ошибаюсь, является утверждение о том, что стихи и песни о. Романа принадлежат к особому жанру, достоинства которого нелепо обсуждать в категориях, обычно применимых к классической поэзии. Мне кажется, что это не совсем справедливо. Почитав стихотворения о. Романа я пришел к выводу, что он работает исключительно в рамках русской классической поэзии с вкраплениями современной лексики и тематики, а также (не всегда к месту) славянизмов. Кажется, близость народной духовной поэзии проявляется исключительно в клишированности или туманности образов, смысловых натяжках и бедности рифм. В народной поэзии это может быть оправдано традицией. Но одно дело органично существовать в традиции, и совсем другое – перепевать ее. Если бы песни о. Романа появились на триста лет раньше, он был бы классиком.  Тогда и Пушкин бы сказал: “Мы все вышли из песен о. Романа”. Ан нет.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]