Re: Дерзну, грешная и неразумная, выразить свое восприятие, а также задать вопрос


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 10:51:42 20/07/2000
в ответ на: Вопрос о символизме пасок (+), отправлено die rote Pest 08:55:17 18/07/2000:

 
> Здравствуйте! Не подскажете, что символизирует выпекаемое к Пасхе, специальным образом сделанное тесто? (это я на всякий случай так загнул, т.к. в разных частях xUSSR они по-разному называются).
 
 
   Вы простите, пожалуйста, что не ссылаюсь на авторитетные труды христианских и, в частности, православных мыслителей и подвижников в этом вопросе. Что-то где-то когда-то читала, слышала, но найти точных цитат не смогла, да и времени не нашлось. Очень хорошо, что Петр Дмитриевич (Wanderer) оговорился по поводу генезиса символики куличей от языческого символа плодородия (фаллической наполненности), — что сам он не разделяет этого отношения к куличам и воспринимает их совершенно иначе. Да и не мог бы христианин, уподобляясь теософам и рерихианцам, искать фаллических симолов в предмеиах христианской обрядности.
 
   Благодарна Александру Ладыгину за его последнее сообщение «Wanderery о куличах» (кажется так оно называется).
 
   Я же грешная (не вдаваясь в тему генезиса) поделюсь своим пониманием и восприятием освященных  куличей, пасхи, крашеных яиц. Когда накануне Светлого Христова Воскресения мы подходим к Плащанице и прикладываемся в священном трепете к Нетленному Телу Господню, мы ведь в этом нетлении причащаемся к иной, нежели наше поврежденное естество, Вечно Живой, Плоти. И не к символу лишь, а к являющейся в запечатленном изображении, иной реальности. И получаем, благодаря этому причастию, частичку Святого Духа.
 
   То же мне видится и в освященных куличах, пасхе и крашеных яйцах. Думаю, это все явленные в нашем поврежденном смертью мире знаки вечной жизни, освященной для бессмертия, иной природы. И вкушая кулич или пасху, мы (не «будто», а реально) причащаемся этой вечной жизни, принимаем ее в себя. После освящения — это уже иная, принявшая в себя частичку Духа Святого и готовая нас питать им плоть.
 
   Хотя, может быть, вопрос Ваш был все же не о том, а именно о генезисе? В таком случае, мне очень близка позиция Александра Ладыгина. Еще и потому, что совсем недавно прочитала (по-моему, у Игн.Брянчанинова, — но цитату найти не вышло что-то), что, существуя в языческом мире, христиане никогда не сливались с ним, оберегая духовную ценность собственного вероучения.
 
   Кстати, учение о двоеверии, — это ведь теория, возникшая прежде всего в умах атеистически мыслящих ученых — этнографов, историков, философов, проч. Интересно было бы почитать труды именно православных мыслителей на тему двоеверия. Если кто-то встречал мнения православных мыслителей о двоеверии (из прочитавших мое скромное сообщение), буду в высшей степени благодарна за ссылки на книги (не обязательно только в интернет, но и в «бумажном варианте»).
 
   Спаси Вас Христос!
 
   Алла (Вета).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]