Отправлено Алексей Чумаков 20:34:44 20/07/2000в ответ на: Давайте разбираться о животных, отправлено Александр Ладыгин 10:47:05 20/07/2000«Блажен, иже и скота милует...» > Если не ошибаюсь, из жития Макария Египетского (правда, издание для детей) к нему пришла гиена с больным (или даже умершим, сейчас не помню) детенышем и он, помолившись, исцелил его. В своем восхождении к Богу святые как бы снова входили в Рай, где животные были вполне послушны человеку (настолько, насколько человек этот послушен Богу). И преп. Серайим медведя кормил, и преп. Иероним, и многие египетские отцы имели животных в послушании. >>> Мнение К. Льюиса, о том, что животное не осознает свое страдание как страдание, видится мне неудачной попыткой самоутешения. Это наверное зависит от понимания страдания. Животные несоменно могут страдать и свое страдание чувствуют интенсивно чего у них нет, так это разума, возможности само-сознания и осознания своего положения как бы внешним образом. В рассуждениях о животных мы очень часто впадаем в антропоморфизм, приписывая им человеческие качества, ошибка с другой стороны (как у Льюиса и отчасти у о. А.Кураева) это совсем их «списывать». Мне ближе понимание живого мира как великой лестницы творения, со многими уровнями и ступенями нас от животных отделяет именно пара ступеней (одна по разумному естеству, другая по благодати), а их скажем от растений. Другое дело, что после грехопадения мы сошли на ступень вниз но все равно, и падший человек очевидно не на одной ступене с животными. >Без человека в мире нет времени, нет греха. Если нет греха, нет страдания. Я понимаю, что это все очень условная схема. Весьма. Можем припомнить что первый грешник был не человек, а один из архангелов. В мире живых высшие как бы включают в себе и все низшие тут отдаленная аналогия Боговоплощения, то есть той последней, высшей ступени лестницы Творения которая соединяет его с Творцом. Кажется, именно всилу этой природной связи то, что происходит с человеком и его природой сказывается и на других. Тот, кто по замыслу был хранителем и делателем сам стал рабом, и через это покорил суете и все что с ним природно связано. Восстановление образа и подобия Божия в человеке восстанавливает и его положение среди живых. Стоит припомнить также что только Бог поистине бессмертен, бессмертие человека не естественно, а благодатный дар, зависящий от его отношения к Богу. Бог есть Жизнь, отделение от Него есть смерть, двоякая - разделение души и тела суть временная и полезная вещь ограничивающая грех. Важнее смерть первая, которой умерли Адам и Ева в тот день когда вкусили от того древа, смерть духовная, отделение от Бога. Стало быть и во всем мире живых и неживых можно говорить о смерти в той степени, в какой данная природа способна к богообщению, т.е. для каждой природы своя разновидность смерти. Этим избегаем как антропоморфизма, так и презрительного отношения к творению, о котором сказано «вся премудростию сотворил еси». >> Мне эта мысль Льюиса очень даже понравилась. У прот. Флоровского есть замечательная статья «О ''бессмертии'' души», рассуждения автора сводятся к тому, что душа бессмертна не по своей природе, а по благодати Божией. Можно провести некую параллель, человек создан по образу Божию, он является венцом тварения, соответственно «бессмертие» душ животных может определяться привязанностью к ним человека (а не «живущие при хозяине», как написали Вы, утрировав Льюиса). Если какой-либо подвижник любил смотреть на чаек, прославляя их Создателя, то это может быть «залогом воскресения» для чаек. Звучит, конечно, коряво, но на человеческом языке трудно выразить понятия будущей жизни. Одни догадки. Мир содержит Бог, который есть Любовь. Поэтому и все такие связи любви в мире дают ему бессмертие там где есть Бог, нет смерти... > Не может идти речи о спасении животных они не грешили! Они сострадают с человеком. В этом смысл слов «тварь чает...» Может быть спасение от человека, с суетой которого и вся тварь покорилась суете.. не завидую той собаке, чей хозяин стал буйно-помешанным...