Re: Правомерность нелюбви? к Божьему творению...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 21:03:44 21/07/2000
в ответ на: Слово против любви к животным, отправлено Юрий Аммосов 14:50:12 21/07/2000
 
> Итак, я резюмирую: «любовь к животным» не только не имеет ничего общего с любовью в Христу и ближнему, но призвана маскировать приятной наружностью в лучшем случае духовную леность, а в худшем — мерзейшие порывы.
 
 
   Ой ли?
 
   Ваше первый постулат: о маскировке духовной лености любовью к животным — возник на пустом месте: Вы его ничем не подготовили. Много людей, пребывающих в глубокой вере, в духовном труде, — при этом любят животных, не равнодушием отвечают Господу на красоту созданного Им тварного мира, а благодарной любовью. Всякое чувство, думаю, если оно вдохновляется не только земным, а, прежде всего, любовью к Богу, — ценно и благотворно для человеческой духовности. То же — и с любовью к животному. Не мода, не веяние времени — а сострадание Божиему созданию, в чьих мучениях — твоя вина, — это ли не довод в пользу любви к животным?
 
   Что-то слишком скороспело Вы решили «резюмировать», Юра. Всё же предполагается, что здесь дискуссия, а не Ваш монолог. Очень благодарна MNT за его «Слово против слова».
 
   Всякое явление реализуется в громадной гамме нюансов. И, если любовь к животным граничит с нелюбовью к человеку (что действительно часто встречается, но не является абсолютным законом), — такое отношение действительно противно тем целям, к которым призывал нас Господь Евангелием. Но любовь к твари — как прославление Творца и самоукорение, покаяние в грехе, повлекшем за собой поврежденность тварного мира, — это уж ступенька приближающая к Творцу, а не отстраняющая от Него, думаю.
 
   Да, любовь к животному, не основанная на таком осознании, часто соседствует с равнодушием к человеку (но еще чаще, на мой взгляд, бывает наоборот: любящий животных — способен полюбить и ближнего своего).
 
   Абсолютной закономерности следствия любви к Богу и к человеку — от любви к животному, конечно, нет. А вот, любя Творца, — можно ли быть равнодушным к творению? (Не утруждайте себя, пожалуйста, приведением цитаты из Книги Бытия, где говорится о разрешении человеку употреблять животных в пищу. Под словом «равнодушие» я подразумеваю совершенно конкретное проявление: бессмысленную жестокость к зверю, лежащую вне означенной Вами, Юра, сферы животноводства).
 
   И еще одно, вот это уж закономерность. Дитя, воспитанное в ложном убеждении, что бессловесная тварь безотносительна к страданию, — с легкостью способно будет эту тварь мучить физически (экспериментаторство подобного рода ведь часто присуще ребенку, — это общеизвестно). А связь между детским садизмом по отношению к животному — и взрослым садизмом уже по отношению к человеку — самая прямая.
 
   Увы, увы, Юра! Все не так просто! Схемы отнюдь не приложимы к жизни.
 
   Спаси Вас Христос!
 
   Алла (Вета).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]