Отправлено Вета 09:33:23 23/07/2000:Всё–таки, не мог ли бы кто–нибудь подсказать источники, из которых можно было бы почерпнуть сведения о православном отношении к проблеме т.н. «двоеверия»? Подразумеваю то, что называют еще (по отношению к России) «народным православием»: т.е., «взаимопроникновением» православной и языческой обрядности. Те книги, в которых встречается подобная т.зр. /это верно отметил Петр Дмитриевич (Wanderer)/, принадлежали ученым–этнографам (подобная информация содержится во всех этнографических справочниках, мифологических словарях и энциклопедиях, помимо того, есть отдельные издания, напр., – книга А.А.Панченко «Народное православие», СП–г: Алетейя, 1998). Теории русского «двоеверия» стремятся подчинить многие символы и традиции (в частности, традицию захоронения умерших в земле, а не сжигание трупов; выводят генезис иконы «Божией Матери Троеручницы» из ведической мифологии, проводят языческую этимологию некоторых Православных Праздников – не только Масленицы, но и Рождества Иоанна Крестителя, Троицы, т.д.) При этом речь идет не только о языческом наполнении этих праздников народом в деревнях, вне Церкви, но и во внутренней жизни Церкви, – утверждается, что Церковь «подгоняла» свой календарь под народные (языческие) календарные обряды. Допускаются формулировки следующего типа (речь идет о календарных дохристианских обрядах): «До сих пор рассматривалась дохристианская основа народного календаря. Но в нем нашла свое отражение и многовековая борьба христианства с язычеством. Православная Церковь действовала не только строгими запретами и наказаниями приверженцев дедовских обычаев. Она стремилась преобразовать языческую сущность празднеств, вводя церковный месяцеслов или святцы (в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения христианских Святых или события из истории Церкви), совпадающие с датами основных языческих праздников. Но в этой борьбе победила не Церковь, а традиционное дохристианское мировоззрение. Отвергнув отвлеченность христианского учения, крестьянство создало свое «бытовое православие». И библейские Святые и библейские события получили в нем характерную для крестьянского мировосприятия конкретность. Образы христианских Святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде земледельца. (…) Таким образом в устной традиции возникли производственно–бытовые «святцы», в которых причудливо смешались языческие и христианские элементы. В результате наложения церковного календаря на годовой цикл дохристианских праздников, некоторые из них утратили свое прежнее название, сохранив при этом свой исконный смысл. Например, целый ряд обычаев, приуроченных к Великому Посту, – «Средокрестье», «Вербное Воскресение», «Чистый Четверг», пасхальная обрядность. Другие праздники несмотря ни на что сохранили свое прежнее название (масленица, семик)» (В.И.Жекулина, А.Н.Розова, Календарные обряды и песни // Обрядовая поэзия, М.: Современник, 1989, с. 15). В теорию «двоеверия» (говорю теперь уже вообще применительно к христианству как мировой религии, а не только Русскому Православию), конечно, большую лепту вложили т.н., «мифологи» (подразумеваю, как Вы понимаете, не исследователей мифологии, а тех, кому, по примеру их «вождя» Фрэйзера, во всех христианских ликах мерещились языческие прототипы: Христос – Озирис, т.п.). Теория, опасная своей необычайной популярностью в настоящее время и тем, что, в христианском–то понимании, переводит с Небес Творца – в разряд «духов поднебесья»). В связи с вышесказанным, у меня возникают следующие вопросы (возможно, у кого–то, кто заинтересуется темой, возникнут дополнительно и другие): 1) Как православные мыслители толковали сосуществование язычества и христианства (и в мировой истории развития этих кардинально противоположных мировоззрений, и, особенно, в русской истории). 2) Насколько правомерна (с христианской, а не с атеистической т.зр.) гипотеза о «подстраивании» Православных Святцев (и христианского календаря иных конфессий) – под народный обрядовый календарь, имеющий языческую почву? Эта информация, думаю, Вы согласитесь, – интересна была бы в сопровождении примеров. 3) Как Православие истолковывает обряд захоронения в земле умерших (то, что воскресать будут в теле?) ? 4) Существуют ли в Православной литературе критические отклики на утверждение о ведическом генезисе иконы «Божией Матери Троеручницы»? Со своей стороны, позволю себе некоторые предположения: о «параллелизме» христианской и народной обрядности. Что следует отличать Православие – от «народного православия». И то и другое находили реальное воплощение, но «народное православие» искажало христианство, и реализовывалось как раз–то в осуждавшихся Церковью действах ряженых, «плясовицах», т.п. Мне думается, что в Церкви–то хранился в чистоте христианский календарь и пополнялся вне зависимости от языческой обрядности. А вот народ, в деревенских гуляниях, наоборот, приурочивал к христианским праздникам свои языческие обряды: колядования на Рождество, перепрыгивания через костры на Ивана Купалу (Рождество Иоанна Предтечи), гадания по цветку папоротника (в тот же праздник), проч. Все же это лишь дилетантские предположения, которые к тому же не раскрывают всей полноты темы. Но мои предположения (очень поверхностные к тому же) касаются лишь календаря, а как обстояло дело и с остальной обрядовой стороной? Если тема заинтересует, каковы Ваши мнения по этому вопросу? И что посоветуете почитать (у христианских мыслителей, а еще предпочтительнее – у православных)? Спаси Христос! Алла (Вета).
- Re: Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" насколько правомерна теория? В.Свирелин 12:20:01 23.07.2000 (3)
- Re (2): Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" насколько правомерна теория? Фамарь 21:14:11 24.07.2000 (0)
- Re (2): Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" насколько правомерна теория? Вета 13:36:32 23.07.2000 (1)
- Re (3): Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" насколько правомерна теория? В.Свирелин 15:22:32 23.07.2000 (0)
- Нисколько Юрий Аммосов 10:01:20 23.07.2000 (11)
- Re:Пояснение на полях о путанице "ведийского" и "индуистского" (не к вопросу о Троеручнице) Wanderer 22:28:12 23.07.2000 (1)
- А Кришна и есть дравидийский бог исходно Юрий Аммосов 00:03:54 24.07.2000 (0)
- Re: А поподробнее? Кроме того, есть некоторые нюансы... Вета 12:56:00 23.07.2000 (8)
- Re (2): Откуда пошло пристегивание вед к предкам славян Wanderer 23:17:20 23.07.2000 (2)
- То-то! Юрий Аммосов 00:06:56 24.07.2000 (1)
- Re (2): А поподробнее? Кроме того, есть некоторые нюансы... Юрий Аммосов 13:09:21 23.07.2000 (4)
- Re (3): Абсурдные теории и современный мир... Вета 14:05:39 23.07.2000 (3)
- Кстати о науке! Юрий Аммосов 14:33:54 23.07.2000 (2)
- уточнение информации В.Свирелин 15:21:01 23.07.2000 (0)
- Re: Спасибо! Очень интересно! Схожу-ка на Вашу конференцию. Вета 14:58:50 23.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]