Re: Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" — насколько правомерна теория?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 13:19:02 23/07/2000
в ответ на: Вопрос: "ДВОЕВЕРИЕ" — насколько правомерна теория?, отправлено Вета 09:33:23 23/07/2000:

 
> Теории русского «двоеверия» стремятся подчинить многие символы и традиции (в частности, традицию захоронения умерших в земле, а не сжигание трупов;
 
 
Дык, было бы сжигание — и его подвести под «теорию» легко (традиции разные бывают)...
 
 
> выводят генезис иконы «Божией Матери Троеручницы» из ведической мифологии,
 
 
Ага :-))) Даже если сомневаться в достоверности чуда с Иоанном Дамаскиным, всё равно — икона-то афонская... И причем тут «веды»? )
 
 
> проводят языческую этимологию   некоторых Православных Праздников – не только Масленицы, но и Рождества Иоанна Крестителя, Троицы, т.д.)
 
 
С ног на голову. Русская языческая этимология тут воще не при чем... Другое дело — античная греко-римская, откуда все и пришло — вот об этом и надо говорить.
 
 
> При этом речь идет не только о языческом наполнении этих праздников народом в деревнях, вне Церкви, но и во внутренней жизни Церкви, – утверждается, что Церковь «подгоняла» свой календарь под народные (языческие) календарные обряды.
 
 
Опять-таки, не русская, но, конечно подгоняла. Всем известно, что Рождество намеренно приурочили к одному из главных праздников культа Солнца — началу победы дня над ночью, и это обосновано богословски (см. тропарь и проч.) Намеренное вытеснение низшего культа высшим через использование его как «прообраза»: раньше поклонялись материальному солнцу — теперь же Солнцу Правды.
 
 
> «Православная Церковь действовала ... , вводя церковный месяцеслов или святцы, совпадающие с датами основных языческих праздников."
 
 
Ну и что? Как храм на месте капища..
 
 
> «...крестьянство создало свое «бытовое православие». И библейские Святые и библейские события получили в нем характерную для крестьянского мировосприятия конкретность. Образы христианских Святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде земледельца. »(…)
 
 
Печальная правда... Например, булгаковская «Настольная книга» вся пестрит примечаниями со всякими синодальными и епархиальными указаниями на недопустипость разных языческих обрядов на тот или иной праздник. Проповеди, увещевания, запреты, указы... Толку чуть :((
 
 
> 1) Как православные мыслители толковали сосуществование язычества и христианства (и в мировой истории развития этих кардинально противоположных мировоззрений, и, особенно, в русской истории).
 
 
Не совсем корректно поставлен вопрос. Как «кардинально противоположные мировоззрения» христианство и язычество большей частью не сталкиваются напрямую, потому что язычество как мировоззрение, т.е. как более или менее стройная система взглядов, встречается редко. А массово распространено не теоретическое, а практическое язычество — почти или совсем неосознаваемое его носителем. Об этом и говорят чаще всего (не счесть проповедей о том, что привязываясь сердцем к чему либо, более чем к Богу — будь то деньги, карьера, плотская любовь и т.п. — человек по сути служит идолам внутри себя). На религиозно-бытовом уровне это так же повсеместная и вечная проблема.
 
 
Лир. отступ.: Одна моя знакомая чрезвычайно почитала святителя Николая, много и часто молилась ему. Ей приснился сон (верю, что это правда, ибо она врядли была способна такое придумать): пришел к ней свт. Николай, буквально взял за шкирку, подвел к иконе Спасителя и пригнув ей голову к полу сказал «Богу молись! Богу молись!»
 
 
> 2) Насколько правомерна (с христианской, а не с атеистической т.зр.) гипотеза о «подстраивании» Православных Святцев (и христианского календаря иных конфессий) – под народный обрядовый календарь, имеющий языческую почву? Эта информация, думаю, Вы согласитесь, – интересна была бы в сопровождении примеров.
 
 
Пример был выше — Рождество. Если же спускаться уровнем ниже, т.е. на памяти святых, то этого практически нет, потому что процесс тут обратный: народно-бытовой календарь ассимилирует святцы — а к кому конкретно привязать примету или обычай, ему все равно.
 
 
> 3) Как Православие истолковывает обряд захоронения в земле умерших (то, что воскресать будут в теле?) ?
 
 
Мученики, сожженые в печах, вперед нас воскреснут в Царствие, так что это тут не при чем. Во-первых, «земля еси и в землю отыдеши», во-вторых, отношение к телу, как к храму души. Да, он ею покинут и обречен на разрушение, но мы и его почитаем и любим, и ускорять это разрушение искусственно (сжигать) — зачем? Впрочем, если есть на это веские причины — тож никакой беды...
 
 
> 4) Существуют ли в Православной литературе критические отклики на утверждение о ведическом генезисе иконы «Божией Матери Троеручницы»?
 
 
Не встречал. На подобный бред и отвечать-то как-то неудобно больше, чем парой фраз на форуме :-))
 
 
> Но мои предположения касаются лишь календаря, а как обстояло дело и с остальной обрядовой стороной?
 
 
Не всегда просто... Но если мы говорим о богослужебных канонах (а не о всяких местных традициях), то на 99% разговор не касается русской Церкви — надо детально копать историю формирования служб в древней Церкви ("Толковый типикон" Скабаллановича — из того, что переиздано и легко доступно).
 
 
> Если тема заинтересует, — каковы Ваши мнения по этому вопросу?
 
 
Что до меня лично, то на макроуровне тема не слишком интересна — чуть-чуть образованным христианам тут все довольно понятно. А на микроуровне (исследование конкретных примеров и их истории) она сложновата и требует привлечения серьезного научного аппарата — а зачем?
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]