Отправлено Вета 21:37:13 24/07/2000в ответ на: Re (3): Вопрос по ходу чужой дискуссии: а кто знает?, отправлено Вета 16:01:57 24/07/2000... хотя вопрос-то оказывается в русле этой самой дискуссии: >>>> 2. А если русский атеист, баптист, обрядовер или упаси Господи язычник он кто? >> >>> Прошу прощения за вмешательство в Ваш разговор. Юра, если не трудно и если это не отнимет много времени, пожалуйста, со всей возможной подробностью, определите термин «обрядовер». >> >> Тут таких вроде б нет. И так... Приступлю, помолясь. Потому что тема очень острая, да не обижу, не раню никого! Я так сама-то понимаю: термин «обрядоверие» активно используется именно в рамках модернистской полемики против традиционного Православия. И тогда я его, этот термин, не принимаю. Потому что в модернистской интерпретации он лишь отблеск бердяевского отрицания литургического церковного элемента как такового (думаю, именно эта устремленность русского философа к освобождению Церкви от литургической обрядности с такой легкостью сблизила его с протестантским направлением в западной религиозной мысли; с критикой обряда, с неприятием Бердяевым литургического элемента можно познакомиться в его книге «Самопознание», в статье «Вселенскость и конфессионализм», др. Кроме того, в «Самопознании» он признавался и в большей родственности для него позиции протестантских мыслителей, нежели православных русских современников). И когда я слышу требования отменить церковнославянский язык богослужений, когда звучат категорические мнения, что все эти молитвенные последования (утренние вечерние) Богу не нужны (дескать, одно слово дойдет до Него быстрее, чем долгая молитва), когда рисуют образ Церкви, с которой поснимать бы колокола, я понимаю, что такая критика «обрядоверия» отдает модернистским (для меня чуждым) душком, в котором можно обонять бердяевско-протестантские ароматы. Много говорилось об этом, и всем известны цитаты Св.Отцов, которые церковнославянский язык богослужений называли «святым» и призывали хранить его. К утренним и вечерним последованиям призывали приучать себя Святые Отцы, напр., Св.Иоанн Кронштадтский, увещевая, что, если и не сразу, но душа оживет для такой молитвы, и «количество перейдет в качество» (его слова). Глас колоколов – это также дань Богу, и также об этом – в слове Св.Отцов. Этими пунктами не исчерпывается, конечно, термин «обрядоверие» в модернистской трактовке. Но, если обобщить модернистскую интерпретацию «обрядоверия» – это желание сохранить чистоту традиционного Церковного обряда (который завещан нам Отцами Церкви, и против которого как такового выступает модернизм). Термин «обрядоверие», на мой взгляд, может звучать и в контексте Православия, стремящегося привести чад Церкви к реальному спасению через синтез веры и обряда. Если слову «обрядоверие» придается следующая наполненность: замена обрядом духовной стороны веры, вымещение формой – содержания, дежурное исполнение «обряда» лишь как холодной, не согретой духом веры, обязанности (или, что еще страшнее, видение в отдельном «обряде» своеобразного залога спасения), – то в данном случае термин «обрядоверие нацелен уже против постмодернистов. И с таким пониманием термина «обрядоверие» я заведомо согласна, равно как и абсолютно не согласна с постмодернистской позицией, признающей обряд единственной основой, на которой только, якобы, и зиждется жизнь Церкви. И так, модернистская и постмодернистская позиции, на мой взгляд, в равной степени искажают православное учение о Церкви, изложенное в наследии Св.Отцов. И уверена, нельзя ни отказываться от православной обрядности, которая вся насквозь духовна и тому и служит, чтобы привести верующего ко Господу; ни, в равной мере – поклоняться только самому обряду, забывая о сложнейшем пути духовного восхождения и о Том, Кому посвящен и к Кому обращен данный обряд. Что же до словоупотреблений «модернист» и «постмодернист», – думаю, «одаривая» собеседников (или лиц, находящимся за кадром) подобными грубыми ярлыками, мы нарушаем первейшую заповедь Господню: «Не судите, да не судимы будете». Потому, наверное, Александр Иванов и просил определить понятия «модернизм» и «постмодернизм», – чтобы охарактеризовать сами явления, а не переходить на личности. Вообще же думаю так: в моих глазах кто–либо окажется вот так «модернистом» – проповедником чуждых для меня идей, – а Господу, может быть, этот человек ценнее целой когорты православных традиционалистов, может быть, человек–то этот прошел такой путь покаяния и награжден такой мерой любви к Богу, – что мне и не снилось. А потому, со своей стороны, хочу сказать, что нет для меня «модерниста», «постмодерниста», «обрядовера», – а есть такой же верующий, которого любит Господь и ради которого распялся. А посему все же мне кажется, что лучше бы нам рассуждать о явлениях, выявляя спектр характеризующих их идей, а не раздавать ярлыки личностям. Простите, если чем обидела! Я Вас успела полюбить, дорогие со–Беседники! Спаси Вас Христос! Алла (Вета).
- Re (5): Ну, я так поняла: в пылу полемики о модерне и постмодерне на мой вопрос не ответят, хотя... palomnik2000 16:57:27 01.08.2000 (0)
- Вета, кстати, ведь модернизм и постмодернизм не родственники Юрий Аммосов 21:41:07 24.07.2000 (22)
- Re: Постмодернизм в литературе Вета 22:43:10 24.07.2000 (21)
- Ностальгия по настоящему Юрий Аммосов 22:47:38 24.07.2000 (20)
- Осторожнее! Лев Тихонов 23:34:04 24.07.2000 (17)
- Re: Да мы уж обсуждали постмодернизм литературный Вета 23:49:49 24.07.2000 (4)
- Re (2): Да мы уж обсуждали постмодернизм литературный Лев Тихонов 00:02:15 25.07.2000 (3)
- Re (3): Зверь стоглавый, многоликий но тело-то едино... Вета 07:53:14 25.07.2000 (1)
- Фрекен Бок было порядочной фрекен и не брала в рот спиртного. Алла, как Вы думаете, почему ей трудно... Лев Тихонов 11:25:45 25.07.2000 (0)
- Это с чего ж так? Юрий Аммосов 00:05:21 25.07.2000 (0)
- Варвары и философы Юрий Аммосов 23:39:33 24.07.2000 (11)
- Юрий, далеко не все знают что такое Ересиарх.com Lux 00:35:21 25.07.2000 (10)
- А мне казалось, сюда на меня уже столько доносов понаписали... Юрий Аммосов 00:36:24 25.07.2000 (9)
- Re: А мне казалось, сюда на меня уже столько доносов понаписали... Лев Тихонов 00:40:54 25.07.2000 (8)
- Опять про игру Юрий Аммосов 00:52:26 25.07.2000 (7)
- Чья бы корова мычала Лев Тихонов 00:53:48 25.07.2000 (6)
- Ну язык вы, Лева ,не проглотите Юрий Аммосов 01:08:10 25.07.2000 (5)
- Re: Ну язык вы, Лева ,не проглотите Лев Тихонов 01:25:40 25.07.2000 (4)
- Re (2): Ну язык вы, Лева ,не проглотите Юрий Аммосов 13:38:51 25.07.2000 (3)
- Re (3): Ну язык вы, Лева ,не проглотите Лев Тихонов 02:10:53 26.07.2000 (2)
- Re (4): Ну язык вы, Лева ,не проглотите Юрий Аммосов 02:19:49 26.07.2000 (1)
- Re (5): Ну язык вы, Лева ,не проглотите Лев Тихонов 02:53:15 26.07.2000 (0)
- Re: Ностальгия по настоящему Вета 23:05:40 24.07.2000 (1)
- Вот на этом спасибо! Юрий Аммосов 23:55:39 24.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]