Отправлено Вета 08:03:31 25/07/2000в ответ на: Re (2): Да мы уж обсуждали постмодернизм литературный, отправлено Лев Тихонов 00:04:08 25/07/2000> Это Вы обсуждали постмодернизм литературный, а Юрий описывал постмодернизм как таковой. Я то вчера не случайно написала «в основном» (ох, не любим мы замечать нюансы в словах собеседника. Зверь «модернизм» и зверь «постмодернизм», как и все звери подобного рода) действительно многоглавы: любое определение имеет общее значение и частные реализации в различных сферах, это и есть т.н. «многоглавость» данного зверя, равно как и других. Да, я понимала, что Юрий заговорил уже о постмодернизме как об общем явлении (как о целом змее с множеством голов), но и я не принимаю постмодернизма, и в этом неприятии его согласна с Юрием. (Впрочем, еще раз уточню, что и модернизм в религиозной сфере, но не в литературной мне еще более ненавистен, об этом говорила в первом сообщении). А Ваши, Лев, замечания о том, что критика постмодернизма в сообщении Юрия, на деле, обращена и против традиционализма, мне показались искусственными. Вот первое, если позволите: >> Я бы сюда добавил еще следующее: постмодернизм сознательно неоригинален, отсюда любовь к цитатам, аллюзиям и «игре в бисер» чужими мыслями. > Вашему описанию полности соответствует любой традиционализм, мало того — любая школа. В том числе традиционализм церковных писателей и институт духовной школы, по идее, не долженствующие вызывать протеста у адекватных своей вере православных. > Что? Ату их — презренных предтеч постмодерна? Думаю, не случайно Юрий обратился к литературному постмодернизму, прежде чем переходить к критике религиозного постмодернизма. Мы же видим, что в литературном постмодернизме сознательная неоригинальность утрирована, становится заведомым принципом, идущим не от творческого естества художника (как это было у тех, для кого простота, «неоригинальность» были органичны, были тем воздухом, которым они дышали). У постмодернистов такая «неоригинальность» идет не от «духа», а от «буквы» (и это уже касается постмодернизма как такового). Второе Ваше замечание: >> Произведение в постмодернизме не скульптура, а мозаика. > В византийском искусстве — тоже мозаика. А уж скульптур на Православном Востоке отродясь не водилось. Когда речь шла о «мозаике» в постмодернизме (по аналогии с литературным постмодернизмом), то подразумевалось вновь соотношение бездарной копии эпигонов – и совершенный оригинал. В литературе под словом «мозаика» – я так понимаю – Юра подразумевал упоминавшуюся и мною бессюжетность. И если вновь, для прояснения положения, обратиться к истории развития жанрово–композиционных уровней в литературе, то придем к выводу, что там, где отсутствие четкого, разработанного сюжета было естественным этапом в развитии искусства (вспомним хотя бы размытую композицию и трудно восстановимую фабулу у Ф.Рабле, или у А. де Кастильо и Солорсано и у нашего Вас. Нарежного (вообще, у авторов плутовского романа, который легко распадался на множество несоединенных общим сюжетом новелл), так вот, у этих авторов «мозаичность» не мешает восприятию, а обогащает его. Она на ранних этапах дает представление о многоцветье любой системы (и литературной, и иной). О громадном спектре возможных идей. А в постмодернизме такая мозаичность становится примитивной бесформенностью, аморфностью. Характерное свойство постмодернизма – соблюдение формальных эталонов, в данном случае – от обратного, – так: была бесформенность – и мы создадим свою бесформенность (но эта «бесформенность» уже искусственна). Помимо того, «мозаичность» копируемых эталонов черпалась из сокровищ самой бесконечности ( в отношении религиозной традиции – из Первоисточника, у Апостолов и бывших в Богообщении Святых, – от Самого Христа и Духа Святого), – если я, конечно, верно поняла Вас, Юра. А реминисценции и аллюзии постмодернизма (в данном случае снова подразумеваю религиозный постмодернизм) – не просто вторичны, а копируют ради получения копии, а не ради постижения, приятия Духа. И этим постмодернизм мне особенно неприятен. Когда звучат лозунги о возвращении к внешней форме потому что об этой форме говорилось у Св.Отцов (но при этом полностью выхолащивается духовное содержание из их наследия, требуется лишь соблюдение формы с опорой на вырванные из контекста цитаты), – я не согласна с постмодернизмом. Я предпочитаю сама читать первоисточники, каковыми для меня являются и Писание и Предание (неразрывно! – но не в трактовке постмодернистов), и учиться в Церкви, подниматься после каждого очередного падения. Но я понимаю, что Дух Святой живет именно в Церкви (благо, нашла свою родную, традиционную, любимую мною, которую не променяю ни на какую модернистскую), а не в сентенциях модернистов и постмодернистов. И в этом внутреннем сопротивлении Юрия всяким «–измам» я с ним. Такая его «ересь простоты» как первородности, как уход от эпигонства – мне родственна. Вообще же, в одном Вы правы, Лев: очень тонкая, хрупкая грань отделяет критику постмодернизма от впадения в критику традиционализма. Думаю, все мы, во внутренней своей вере, иногда делаем этот шаг вправо шаг влево. Слава Господу, он не готовит нам, оступившимся пулю за каждый неверный шаг, только ждет нашего покаяния, да ненавистны ему гордыня в нас и самоуверенность. Вот чтоб не впасть-то в них, и нужно, наверное, стараться (это я о себе, грешной, никак не в «назидание», не подумайте, где уж мне назидать!), стараться избегать критики лиц и полагаться на целостное учение Св.Отцов (в первоисточниках), а не на бездарные «отражения отражений» «сборники конспектов» постмодернизма. Спаси Вас Христос! Алла (Вета).
- Фрекен Бок было порядочной фрекен и не брала в рот спиртного. Алла, как Вы думаете, почему ей трудно... Лев Тихонов 11:25:45 25.07.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]