Re: Я считаю, что ваша ненаглядная Империя изъяснялась на латыни


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Лев Тихонов 22:26:46 27/07/2000
в ответ на: Я считаю, что ваша ненаглядная Империя изъяснялась на латыни, отправлено Юрий Аммосов 21:54:48 27/07/2000
 
>>> Есть такие факты, товарищ. Слово «царствие» — regnum — в отношении римской власти не применялось до 3 в. AD. Именовалась эта власть senatus populusque romani — сенат и народ римский. А римский принцепс не считался царем, а считался демократически избранным спикером сената.
 
>
 
>> Ну во-первых, династическое начало как раз для Империи не важно. Достаточно единовластия во вселенском масштабе и полноты ответственности, лежащей на одном человеке.
 
>
 
> Так вот именно этого и не было до домината.
 
 
Святая Церковь ежегодно на Рождество Христово исповедует иное мнение.
 
 
 
>> Римская формальная демократия на Востоке никого не волновала: там смотрели в суть. «Не имамы царя токмо кесаря» — рекли первосвященники, по ненависти ко Христу отрекшись от национальной мессианской идеи и заодно от Царства Божия. «Ouк echomen basilea ei me ton Kaisara». Так что Кесарь — это частный случай царя.
 
>
 
> Эти слова — не про кесаря, а про Иисуса, и не про царственность кесаря, а про верховенство кесаря.
 
 
Давайте не будем уходить от темы. Что такое «верховенство Кесаря» в восточном полнимании, как не царская власть? Раимскую Империю называли именно malhut или basileia, и точка. И Спаситель употребляет то же слово, вводя термин Царствие Божие.
 
 
 
>Посему позволю вам посоветовать больше не умничать, а почитать Святых Отцов — в частности Иоанна Златоуста и Василия Великого, кои понятие о царственности разработали во всех подробностях. И жили они к тому же в то время, а не полтора тысячелетия спустя — так что в оттенках слов не плавали.
 
 
 
И что же такое они писали о царственности, способное ниспровергнуть мою концепцию? Тем более, что я-то пишу не о царственности, а об имперскости, являющейся иконой Божественного единоначалия, как о том явственно свидетельствует Церковь на Рождество Христово.
 
 
Имперскость — это upgrade царственности, причем upgrade в правильную сторону — в сторону еще большего уподобления уподобления Царствию Божию. А царственность, в свою очередь — downgrade имперскости. От образа Божия там существеннно меньше, хотя тоже немало. Вот и вся разница. (Да простит меня Игорь!)
 
 
Подозреваю, кстати, что современные событиям Свв. Отцы могли и не различать эти два понятия, в отличие от нас, могущих это сделать с высоты исторического опыта.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]