Давно обещанное. Часть 4: О дальнейших реформах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 02:42:10 08/08/2000:

 
(Еще раз хочу напомнить, что чтение этой части требует максимального преодоления читателем собственных рамок. Кто не уверен, лучше не читать – по крайней мере, те пункты, что изложены в самом конце. Я уже готовлюсь к граду камней, который на меня обрушится).
 
 
Чего я жду от «Третьего Ватиканского Собора»?
 
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что название собора обозначил условно. Будет ли он «третьим» и соберется ли в Ватикане – неважно. В конце концов, речь идет о продолжении реформ, которые В2 только начал, но постепенно открываются какие-то их новые горизонты, которые тогда просто не были видны или лишь едва просматривались, а поэтому требовали особой осторожности. Многие из этих реформ просто идут естественным ходом и, независимо от того, насколько они принимаются высшей иерархией, либо будут в конченом счете полностью приняты Народом Божиим, либо сами себя исчерпают. Многое может быть узаконено безо всяких соборов. Однако всё же хорошо, чтобы в недалеком будущем был созван собор, не уступающий по масштабу В2 (но с бОльшим участием самых разных слоев Церкви, включая мирян обоих полов), который аналогичным образом взвесил бы и оценил новые проблемы, стоящие перед КЦ.
 
 
Вот основное, чего я жду от реформ в ближайшее время (излагаю крайне конспективно, потому что рассматривать любую из названных проблем подробно – значит писать простыни поширше трех предыдущих частей):
 
 
1. Существенный пересмотр всей структуры управления КЦ. Перенесение центра тяжести на уровень поместных Церквей. Решение многих канонических проблем на поместном уровне. Максимальная демократизация управления Церковью, с увеличением ответственности каждого ее члена за ее деятельность. Участие Народа Божия в выборе своих пастырей. Серьезнейшая реструктуризация Римской Курии, упразднение ее диктата в КЦ.
 
2. Существенный пересмотр роли Римского Епископа и учения КЦ о его служении. Не так давно Иоанн Павел II в энциклике “Ut Unum Sint” сказал,  «что мы можем искать – конечно, все вместе [с другими христианами – П.С.] – те формы, в которых это служение [служение ап. Петра – П.С.] могло бы быть исполнением служения любви…, найти такой путь осуществления примата, который, никоим образом не отрицая того, что существенно для этой миссии, был бы тем не менее открытым для новой ситуации». – Хотелось бы дальнейшего развития.
 
3. Рассмотрение проблемы границ безошибочности Церкви.
 
4. БОльшая свобода (а скорее даже – поощрение священноначалием) открытых дискуссий по любым вопросам, волнующим Народ Божий. Реабилитация ряда богословов и направлений в богословии (в частности, тех направлений нравственного богословия, которые подверглись критике Иоанна Павла II в энциклике “Veritatis splendor”).
 
5. Более смелые шаги на пути инкультурации.
 
6. Изменение позиций по некоторым наиболее болезненным вопросам брака и семьи, особенно в проблеме абсолютной нерасторжимости брака (от акривии к икономии) и в вопросе контроля рождаемости.
 
7. Снятие в латинском обряде обязательного требования целибата .священства.
 
8. Поиски путей преодоления пережитков клерикализма в КЦ.
 
9. Поиски путей преодоления сектантских образований внутри КЦ.
 
 
Есть еще две проблемы, которые, на мой взгляд, нуждаются в самом серьезном рассмотрении и, прежде всего, в снятии запретов на их широкое, всестороннее и вдумчивое обсуждение в КЦ. Я отдаю себе отчет в том, какие громы со стороны моих читателей сейчас навлеку на себя, и всё же упомяну их. Скажу сразу, что не имею по этим вопросам окончательного собственного суждения и что САМ Я НЕ ГОТОВ ИХ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБСУЖДАТЬ НА ФОРУМЕ. Тем не менее, я убежден что КЦ не должна уходить от их обсуждения, с целью ответить на чаяния и тревоги тех, для кого они не праздны. Хочу также добавить, что сам я не имею никакой личной заинтересованности в их разрешении (тем более, 2-го пункта) – разве что в том смысле, что они насущны для многих: что касается 1-го пункта – то это реальная, очень болезненная проблема миллионов моих братьев и сестер во Христе и не меньшего числа братьев и сестер во Адаме, которые еще могут прийти ко Христу:
 
1. Проблемы людей с отклонениями в сексуальной ориентации (гомосексуалистов и транссексуалов): здесь необходимо глубокое комплексное рассмотрение с самых разных сторон – богословской, пастырской, естественнонаучной, медицинской, психологической и др.
 
2. Проблема допуска женщин до степеней священства.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]