Re (2): Пост


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено В.Свирелин 13:44:37 11/08/2000
в ответ на: Re: Пост, отправлено Валентина 08:40:01 11/08/2000
 
>> 1) «Тайность» поста в условиях работы
 
>
 
> Владимир, «тайным» в условиях работы пост сделать несложно (варианты: раздельное питание, еще какая-нибудь диета и т.д.),
 
 
Условия работы бывают весьма разные, в том числе и такие, при которых «тайность» поста практически невозможна. Только о таких случаях и есть смысл говорить. Выбор между «показухой» и нарушением правил поста иногда бывает чрезвычайно психологически и духовно тяжелым — я такие случаи знаю, и мне весьма нелегко было выступить в качестве советчика (а просили...) Подобные случаи почти не разработаны у Отцов (другие условия были), а от нынешних священников можно услышать диаметрально противоположные мнения.
 
 
> да и потом, по себе знаю, что люди вовсе не всегда так внимательны к окружающим, как кажется.
 
 
Конечно :) Но речь о другой стороне
 
 
> Меня другое мучает, не вступаем ли мы здесь в противоречие — скрывая, что постимся или уходим с работы раньше на первой седмице Великого поста из-за Великого канона прп. Андрея Критского — не скрываем ли, что православные?
 
 
Скрывать веру и скрывать подвиги — разные вещи. Я предлагал тему только о втором. Но и первое — очень важный вопрос: где проходит грань между нескрыванием веры и кичением ею... Но это отдельно как-нибудь.
 
 
>> 2) «Тайность» поста в условиях семьи
 
>
 
> Ну здесь не знаю, смотря какая семья, конечно, так что если «нормальная», то от нее что скрывать — тоже ведь постится, или хотя бы сочувствует, а для дальних...
 
 
Нет... Ясно же, что вопрос поставлен только для случаев несочувствия в религиозных вопросах. Таких семей очень много и духовно-психологические проблемы (в том числе, поста) стоят здесь еще острее, чем на работе.
 
 
>> 3) Смысл «скоромности» и «постности» видов пищи в совр. условиях
 
>
 
> Мне не кажется, что этот смысл в современных условиях чем-то отличается от того, что был в прежних. Смысл-то ведь неизменен?
 
 
Ну, кое-что в совр. условиях отличается, но об этом после... А пока — попробуйте сформулировать кратко и ясно смысл скоромно-постной шкалы «мясное-молочное-рыба-икра-с древяномаслием-сухоядение»?
 
 
>> 4) если рыба дороже мяса, а есть хочется, то что? :)
 
>
 
> И рыба, и мясо разные бывают. Дело не в этом, элементарную картошку постом так можно приготовить, что не хуже любого мяса будет (т.е., по вкусовым ощущениям и сложности приготовления). А помните, как постились до «перестройки» — деньги деньгами, а свежих помидорчиков-то зимой не очень достанешь.
 
 
Все правильно. Но я коснулся именно финансового вопроса: в вашем буфете только бутерброды с сыром (5р) и кетой (10р). У вас 10р. Воздержаться вообще — выше сил (скажем, проблемы с желудком — хоть один бутер в течение дня необходим). Что лучше: купить с рыбой и не оскоромиться или с сыром, а сдачу в 5р подать в метро нищей старушке? Прошу прощения за столь примитивную постановку вопроса, но...
 
 
> А вот другой вопрос, если постом приготовлению пищи и вообще еде и мыслям о ней внимания как-то даже больше уделяешь, чем в скоромные дни — так это, на мой взгляд, как раз доказывает, что мы (я) норовим пост свести именно к неядению чего-то, а не к тому, в чем его истинный смысл.
 
 
Вот-вот :-) В обычное время мы даже и не думаем часто, что есть (что-то перехватил и ладно), а постом проблемы решаем...
 
 
> Кстати, читала как-то один немецкий журнал, совершенно светский, кстати, так там опрос проводили среди верующих (своих, понятно), постятся ли они и если да, то как именно. Лейтмотив ответов (если да) был примерно таков: работа у меня тяжелая и без мяса (молока) нельзя, но вот люблю я перед сном рюмку коньяка выпить (пива, конфетку съесть и т.д.)- так вот когда пощусь, не пью. Или курящий — постом не курит и т.д. Т.е. человек себе отказывает постом в чем-то, от чего как раз ему и трудно отказаться. Как Вы думаете, по духу именно что лучше, так или севрюга-семга-белые грибочки?
 
 
Дык, очевидно ж... Но, с другой стороны, многим ли сие очевидно? А если и очевидно теоретически, то следуем ли практически (по себе знаю — говорю одно, а делаю другое)?
 
Не... Тут еще есть темы для раздумий...
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]