Соринкология и бревноведение


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Лев Тихонов 15:54:54 12/08/2000
в ответ на: Re (3): Уточняю для тех, у кого не всё в проядке с логикой, отправлено Wanderer 14:19:55 12/08/2000
 
>> Просто надо доводить до конца свои расуждения. Интеллигенция привыкла к безответственности и многие, придя в Церковь, не желают расставаться со своими привычкой к безнаказанному подстрекательству.
 
>
 
> А я довел до конца свои рассуждения. То, что Вы пытаетесь выискать между строк, уже дело Ваших личных домыслов, которые Вы, конечно, можете развивать в меру своей испорченности, но лучше этого не делать, а если фантазия настолько неуемная, что ничего не получается, то по крайней мере обжуждать ее исключительно с самим собой.
 
 
> Кроме того, я никого ни к чему не «подстрекал», а единственное, что советовал, так это честность. Или честность тоже является порождением абстрактного гуманизма и не достойна истинных христиан?
 
 
Конечно, сама по себе честность, как и другие «общечеловеческие ценности» является ценностью лишь в той мере, в какой она основана на учении Церкви. Если же она хоть в чем-то противоречит главной ее миссии — спасению людей во Христе — то она должна быть отброшена. (Я здесь сформулировал общий принцип и не собираюсь заниматься исследованием честности с позиций нравственного богословия).
 
 
 
>> Из того, что Вы написали, прямо следует предложенный мной вывод о Вашем неверии в то, что люди в Церкви способны отличаться от безбожного окружения. Если для Вас это неочевидно, предложите другую интерпретацию Вашего письма. А голое отрицание — не аргумент.
 
>
 
> Лев, у Вас предвзятое суждение об оппоненте явно опережает логику.
 
> Давайте на пальцах:
 
 
> Наверное, Лев, при всей Вашей личной праведности, на которую Вы недвусмысленно намекаете в этой переписке (видите, я не говорю «утверждаете», а говорю «намекаете», чтобы Вы меня паче чаяния не обвинили в досочинении Вашего текста между строк)
 
 
Каждый понимает в меру своей испорченности.
 
 
Лично я не намекаю, а утверждаю то, что 1) святость есть в Церкви, 2) она доступна желающим и 3) при этом все, что имеют преуспевшие — не их заслуга, а дар Божий, недоступный вне Церкви; потому воцерковление — единственный путь к святости и вообще достойной человека жизни.
 
 
 
>И на исповеди Вы говорите о них Господу Богу и своему духовнику. Так вот всё, о чем я говорил, сводится исключительно к одному: как опасно искусственно прятать то, что Вы должны исповедать Богу и духовнику, от окружающих. Я не говорю что полезно выставлять на показ свои грехи: я говорю, что опасно их искусственно прятать — а это таки две бошльшие разницы.
 
 
По-моему, Вы расходитесь с святоотеческой аскетикой в этом пункте. Беспощадная искренность в этом вопросе приличествует лишь в отношении к Богу и духовнику, для остальных нормальных людей такое поведение послужит соблазном.
 
 
Нормальный человек не испытывает удовольствия от созерцания скотства ближнего, а если человек стал уже настолько ненормальным, что в отсуствии «клубнички» чахнет — то это его проблемы.
 
 
Кроме того, внешне благочестивое окружение — важный стимул для «правильного», традиционного верующего вести благочестивую жизнь. Для церковной и даже монашеской традиции немаловажен фактор «наведенного благочестия». Несколько разгильдяев наверняка будут более усердны в благочестии, если каждый будет искренне считать себя хуждшим остальных. Недаром лучшим устроением подвижнической жизни считалось скитское, когда жизнь каждого из братий абсолютно прозрачна всем, и эта прозрачность служит последним — и весьма надежным — препятствием для скатывания в грех.
 
 
Так что отцы были реалистами, в отличие от интеллигентских мечтателей, которые в этом месте готовы завопить, что такое подвижничество гроша ломаного не стоят, ибо вытекает не из любви к Богу, не из страха Божия, а от страха осрамиться пред людьми.
 
 
 
> Но Вы, Лев, вероятно, человек с большой силой воли, крепкими нервами, и по силе своего духа соответствуете имени, которое носите.
 
 
Ошибаетесь, ибо имеете дело с совершенно безвольным разгильдяем.
 
 
 
>Вам, судя по тому, как Вы о себе говорите, довольно быстро удалось преодолеть в себе более серьезные порочные наклонности.
 
 
Я-то тут при чем? Кабы не Церковь — я бы давно сошел бы с ума или деградировал до состояния бомжа. Но мне, особенно в последнее время, героическим напряжением лени и разгильдяйства почти удалось расцерковиться. Так что и до выявления порочных наклонностей недолго осталось. По сути, я нахожусь в близком к Вашему состоянии, только мотивация у нас с Вами противоположна: Вы обижались на Церковь за ее недостаточный модернизм, а я не вижу в ней сил сейчас для преодоления этого самого модернизма. Вы не могли ходить на длинные службы, а меня возмущают привычные повсюду сокращения. С другой стороны, мой духовник ревнив, и начать ходить куда-нибудь вроде Афонского подворья (а в Москве, по сути, больше нигде нет уставной службы) будет означать разрыв с ним. Потому я тихо разлагаюсь, будучи не в силах сделать этого решительного шага.
 
 
 
>А может быть, их и не было вовсе, ведь бывает так, что и сам Господь кого-то от них избавляет по неисповедимому промыслу Своему, — и если Вам оказана такая Его милость, то благодарить Господа надо, а не смотреть свысока на тех кто слаб и не сподобился такого избранничества.
 
 
Порочные наклонности — это крест, который надо нести со смиреним. Это следствие греха Адама и более близких предков. В любом случае самый погибельный, по сути кощунственный путь предлагают модернисты — признать эти наклонности чем-то естественным, существующим по
 
Божией воле и тем самым извинить человеческое скотство.
 
 
 
> Может быть, у Вас с самого начала сложились такие отношения с Богом, что Он Вам особо помогает в борьбе со страстями и внутренними пороками и Вам удалось за короткий период (если я правильно понял, Вы обратились сравнительно недавно)
 
 
Аккурат те самые 15 лет назад — зимой 1985 г.
 
 
 
>Но не у всех всё так же благополучно складывается на пути совершенствования, как у ...
 
 
Ну и кого в этом винить? Церковь или себя? Для меня однозначно ясно, что себя.
 
 
 
> Вспомните, апостола Павла с его «жалом в плоть», он ведь три раза Господа молил, чтобы избавил его, а Господь ему: «Довольно тебе благодати моей...» Вот ведь как бывает, даже у Павла какие-то проблемы оставались, а Вы хотите чтобы их не оставалось у простых рядовых смертных верующих.
 
 
Проблемы — это не грех. Грех начинается тогда, когда в проблемах начинают винить не себя, не собственную неверность Богу, а самого Бога и Его Церковь.
 
 
 
> Лев, будьте не только снисходительны, но и реалистичны. Среди христиан есть люди слабее Вас, не так легко обучаемые пути веры, как Вы.
 
 
А почему «не реалистичен» Христос, призывающий быть совершенными как Отец Небесный? Наверное, Он фашист, недостаточно снизошедший к мироощущению разгильдяев...
 
 
Сын Божий истощил Себя и стал подобным нам во всем — кроме греха. Наше с Вами разгильдяйство не имеет своей части во Христе, и смиренное сознание этого, несомнненно, является какой-то ступенькой на пути дальнейшего падения.
 
 
Гораздо хуже, когда под это разгильдяйство кто-то из нас начинает подкладывать идеологическую базу и снижать образ Христа, приспосабливая его к своему душевному комфорту. Вот это уже — дело идеологов-подстрекателей, невидимых бесов и видимой околоцерковной интеллигенции, ибо сама грешная душа, остающаяся христианкой, не спосбна изобрести такое кощунство.
 
 
 
> И многим глубоко верующим людям не легко удается преодолевать свои страсти и пороки (не только блудные, есть очень много других, возможно даже более опасных, а распространенных не меньше), а у кого-то это растягивается на десятки лет, а кто-то, уже уверенный в том что преодолел навсегда, вдруг впадает в них вновь. Как быть такому человеку? Перестать именовать себя христианином? Но он верит и хочет быть лучше.
 
 
Если он действительно хочет быть лучше — будет каяться, а не искать извинения себе в греховности окружающих и несовершенном мироустройстве.
 
 
 
> Но ведь в числе таких людей — почти все мы, Лев. Безупречно святых очень мало. Остальные — грешники хотящие спастись. И мне не раз приходилось слышать недоумения людей нецерковных на предмет отдельных верующих: «Странные они какие-то эти христиане. С одной стороны, говорит о себе »от них же первый есмь аз". С другой стороны, выставляет себя совершенно святым.
 
 
Не себя, а Церковь, которая подает силы к святости. Действительно, христианам легко стать святыми — надо только пойти в храм Божий, покаяться и больше не грешить. Вот только если поблизости окажутся советчики вроде Вас, грешить разрешающие — тогда совсем беда.
 
 
 
> С третьей, по некоторым даже чисто бытовым поступкам мы знаем, что последнее не совсем так. Где же правда? Кому и чему тогда верить?"
 
 
1) на себя оборотиться — универсальный совет таким людям. Гуманисты-модернисты удовлетворены людьми такими, какие они есть, и хотят создать церковь, удобную для таких людей. Христиане, напротив, считают подобных людей больными, ибо нормальный — воспитанный Церковью — человек видит грязь не в окружающих, а в себе. Церковь же (я имею в виду ту, которая основана Христом) — это больница для всех нас, более или менее к склонных к такой перверсии.
 
 
2) человеку, считающему себя христианином и описывающему эту ситуацию, должно быть понятно, что нравственные критерии у чуждых Церкви людей искажены, прямо пропорционально их противостоянию Церкви. Так что этим людям можно только посоветовать перестать разглядывать грязь вокруг себя, тем более — изыскивать ее в Церкви  и оборотиться к Церкви Христовой за очищением.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]