Монополия на календарь и еп. Тихон.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 23:45:14 13/08/2000:

 
Где-то встречал (да не помню где), что двигателем судебного процесса между еп. Тихоном и Комаровым, бывшего пару лет назад, была забота о доходах с продажи календарей. Хотел тогда высказаться, да поленился, а сегодня столкнудся с календарной проблемой и решил не полениться.
 
 
Так вот, о меркантильности. Быть может, денежка и играет не последнюю роль в этом вопросе — но не у нас, смертных. Нам же хотелось бы иметь календарь ясный и четкий, в лучших, т.ск., традициях. И когда был немалый голод на церковную литературу, вопрос богослужебного календаря решался — кто во что горазд. Мне встречались такие приходы, где хранились календари возрастом несколько десятилетий, богослужебные указания 40-50х годов. Уставщики, умевшие ориентироваться в этом наборе и умевшие применять его к конкретной дате, пользовались немалым почтением.
 
 
Когда книжный запор на Руси прошел, многие вздохнули с облегчением: календарей стал преизбыток, выбирай — не хочу. Увы, вздох облегчения был короток: все жти календари «конфликтовали» между собой. Создавалось впечатление, что их составляли по тем же ветхим календарям и богослужебным указаниям. Облегчение перешло в досаду; отрыжка переросла в изжогу.
 
И ладно было бы, если бы Соловецкий, скажем, монастырь, издал календарь для своих нужд — собственно Соловков и его подворий, где памяти святых соловецких отправляются более-менее единообразно. Однако этот календарь был выпущен тиражом несколько тысяч; многие его покупали с удовольствием — как же, СОЛОВКИ! Оно, впрочем не так досадливо, а иногда даже наоборот: люди стали узнавать не только о св. Зосиме и Савватии, но и о других менее известных подвижниках. В храмах, где хотели, понижали знак праздника — и все дела. Но при условии — все остальное соответствует богослужебному ритму церкви. А это — отступки-приступки, уставные особенности конкретного праздника и пр. Бывает, в алтаре готовят службу по патриархийному календарю (издательскому то бишь), а на клиросе — по календарю Международного издательского центра (что под Шульгиной Е.П.). Диакон говорит один прокимен, а хор поет другой; или чтец читает апостол одного праздника, а диакон евангелие — другому... Вот тут и проблема — «кто виноват» и «что делать». Вот если даже и спросишь о.Феоктиста, наместника Саввы Сторожевского (того самого, кстати, благодаря которому в первый приезд св. Пантелеимона его мощи побывали в нескольких монастырях Москвы; спаси его Господи, как бы неприятно от этого ни было о Андрею Езерскому): «а как это, отче Феоктисте, по Вашему календарю на утрене воскресной положилось читать »Евр. 8"? Что это — евр.8? глава? стих? зачало? (хотя какое там зачало 8 у евр?..)" Ну, рассмется батюшка, еще восхитится опечаточкой. И — все. А ведь календарик-то его тоже по всей, считай, Руси разошелся. И наверняка в каком-нить сельце сёдни вместо 8-го воскресного евангелия на утрене читали 8 главу послания ко евреем. Ладно хоть, что не какие-нибудь камлания вьетнамских шаманов...
 
 
Так вот, вопрос: состряпать календарь — это просто? «хоть какая-никакая», по слову Федота-стрельца, культура тут нужна? Кому-нибудь известно, что календарь составляется специальной комиссией из классных специалистов, которым платют зарплату, и реализация календарей компенсирует (хоть и с лихвой) эти затраты? И очепяточки типа «евр. 8» здесь вряд ли вероятны — календарь делается не один месяц и вычитывается не один раз...
 
 
Думается мне, что этот вопрос муссировался на форуме о. Андрея Кураева, помню точно, что чвою руку приложил и Лев Тихонов. И поелику там он заморожен, то сказал ему тут.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]