О терминологии.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 08:23:19 25/08/2000
в ответ на: Давайте оставим бесполезный спор, отправлено Александр Иванов 21:48:49 24/08/2000
 
> Давайте оставим бесполезный филологический спор. Пусть сектанты и язычники вкладывают в понятия «православие» и «традиционализм» свои значения, мне дела до этого нет. Одно знаю: традиционализм = преемственность традиции, для православного — опора на святоотеческое наследие. Никакой эзотерики у Отцов Вы не найдете.
 
 
Между прочим, эта проблема — называя одними и теми же словами одно и то же, была обозначена уж более 10 лет назад проф. Осиповым А.И. Есть даже где-то его статья в ЖМП, где он разбирает проблемы диалога в ВСЦ и выдвигает трудности терминологии на первый план. Не далее как недавно, такая же проблема возникла перед спором о ипостаси и личности. Само слово «личность», не раскрывая свое значение, довольно часто употребляется прп. Иоанном Дамаскиным в его «Точном изложении» (на его основании преимущественно и шел мпор, кажется). Однако противники такого отождествеления (ипостаси и личности) отсылали свои аргументы к изменению значения термина «личность» в настоящее время. Или можно посмотреть на этот же вопрос рассматривая «духовность». Это слово довольно часто употребляется всеми и везде. Читаешь: «он был личностью высоко духовной»; оказывается — он не интересовался деньгами, и пока жена работала на трех работах, предавался медитации. Или — он жил жизнью высокодуховной; это речь о том, что большинство своего свободного времени он посвящал посещению театра, кино, чтению книг. И т.д.
 
Однако что нам теперь — искать другие слова, выробатыват другую терминологию? Лично я бы не стал. Ограничился бы предисловием о том, что издревле это понималось так, ныне — эдак; нами употребляется по-древнему. Однако в общении проблема так и остается. Вавилон, одним словом :-(


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]