Re (5): molitva


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 20:48:05 13/09/2000
в ответ на: Re (4): molitva, отправлено Александр Иванов 14:00:20 13/09/2000
 
>>> Петр, пожалуйста, когда отвечаете на вопросы, адресованные православным, помечайте Вашу конфессиональную принадлежность. Даже если Вам кажется, что православное учение ничем в этом вопросе от католического не отличается. Например, Восточные Отцы учат, что при молитве надо гнать не только плохие, но и, казалось бы, благие и благородные помыслы, пытаясь сосредоточиться только на молитве.
 
>>
 
>> Ув. Александр!
 
>> «Восточные Отцы» и «Восточные Отцы, принадлежащие к определенным школам, наиболее прочно закрепившимся в православной аскетике» — далеко не одно и то же.
 
>
 
> Судя по Вашему утверждению, Вы можете привести примеры, когда Восточные Отцы учили иначе? Это интересно, я не встречал такого. Но даже если и допустить, что какой-то православный святой учил иначе — он ошибался, здесь нельзя говорить о мнениях или тем паче «теологуменах» (такое понятие в Православной Церкви отсутствует), это учение Православной Церкви.
 
>
 
>> Но поскольку в дальнейшем совершенно нет никакой гарантии, что, при моем ответе на какой бы то ни было вопрос, мои представления совпадут с Вашими представлениями о православности, я предпочту оставаться только читателем Вашего форума.
 
>
 
> Ну вот, Вы обиделись. Напрасно. По-моему, моя просьба была вполне законна и объяснима. У нас с Вами представление о православии во многом не совпадают и это понятно. Но почему Вы словно стесняетесь своей конфессии?
 
>
 
> Простите, если обидел чем.
 
>
 
> С уважением,
 
> Александр Иванов.
 
 
Уважаемый Александр!
 
Если мы говорим о том, что именуется умной молитвой, то совершенно очевидно, что от всяких мыслей на это время нужно избавляться.
 
Но умная молитва составляет не только совершенно особый уровень молитвенного делания, но всего лишь одну, пусть и высшую его разновидность. Насколько я помню, даже наиболее заметно ориентированных в этом направлении восточных мистических авторов, они вовсе не исключают иных типов молитвы. В противном случае мы вообще должны отказаться от молитв о ком-либо или о чем-либо. Если кто-то из участников форума, к примеру, попросит нас помолиться за его тещу рабу Божию имярек, то мы будем молиться о ней, и она будет в это время присутствовать в наших мыслях.
 
Когда мы молимся, участвуя в богослужении, мы следуем конкретным молитвенным текстам, в которых содержится либо хвала Богу, либо прошения, либо ходатайства. И я не могу припомнить, чтобы кто-то из Отцов рекомендовал на это время просто произносить слова и отключать сознание... Кроме того, рекомендации молиться и своими словами тоже я у православных подвижников встречал, хотя сейчас точно не могу привести ссылки (м.б., кто-то из участников форума мне в этом поможет, потому что такие места в православных творениях о молитве точно есть). А как предположить такую молитву при отключении мысли.
 
При этом я не имею в виду подключение к молитве воображения, которое действительно почти не обнаруживается в восточной мистике. Но мысль и воображение все-таки не одно и то же.
 
 


Ответы и комментарии:

    • Re (6): molitvaАлександр Иванов 21:44:20 13.09.2000 (0)

[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]