[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Александр Иванов 22:18:27 14/09/2000
в ответ на:
Re: Что за странные я слышу речи..., отправлено
Юрий Аммосов 19:42:38 14/09/2000
>>> В конце концов, поставим вопрос другим боком: если мы канонизируем 2000 новомучеников, среди которых тоже всякий народ был, то на каком основании тогда можно отказать Николаю? > >> Вот так аргумент. Юр, Вы хоть подготавливайте, не сразу так... обухом по голове. > > Как так обухом? Не понимаю. Чего удивительного в сказанном? Я первый раз сталкиваюсь с таким подходом к канонизации: раз канонизируем «всякий народ», то на каком основании можно отказать еще одному «представителю народа»? На каком основании отказать в канонизации, например, Распутину? По-Вашему, нет основания. >>> Или всех, или никого. > >> Еще лучше. А раскрыть эту мысль можете? > > Ну как. Весь сонм новомучеников претерпел от безбожников у власти. Николай также претерпел от безбожников у власти. Все новомученики претерпели с достаточной степенью уверенности за веру. Николай также претерпел с достаточной степенью уверенности за веру (во всяком случае, с той же, с какой мы можем быть уверены, что за веру претерпели Борис и Глеб). Мы можем сомневаться, за веру ли претерпел Николай или нет, но в этом случае нам надо разбирать детально каждое персональное дело каждого новомученика так же, как мы разбираем Николая (а вдруг среди них был кто-то, кого не «за веру», а «за происхождение» расстреляли?). Если же мы решаем толковать сомнения в пользу пострадавших, то мы делаем это для всех сразу. То есть и для Николая тоже. То есть пока мы не разобрали всех так же детально, как Николая или все достойны, или никто недостоин. Собор решил, что все достойны. Вывод в отношении Николая ясен. Юрий, насколько я понимаю, синодальная комиссия детально рассматривала все поданные материалы и принимала решения индивидуально по каждому. Свв. Борис и Глеб пострадали не за веру. Но на их стороне была сила, они же добровольно не пожелали вести братоубийственную войну. Впрочем, довольно. Время споров окончено. На мой взгляд, Собор совершил ошибку, и в свое время она Церкви будет дорого стоить. Дай Бог, чтобы я ошибся. Но я не услышал от Вас главного: почему «или всех, или никого»? Почему, если комиссия отклонила бы одно «представление к канонизации» (не знаю, как лучше сказать), то она должна, по-Вашему, была отклонить разом все? Не укладывается у меня это в голове.
Ответы и комментарии: