[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Юрий Аммосов 23:22:31 14/09/2000
в ответ на:
Re (2): Что за странные я слышу речи..., отправлено
Александр Иванов 22:18:27 14/09/2000
> Я первый раз сталкиваюсь с таким подходом к канонизации: раз канонизируем «всякий народ», то на каком основании можно отказать еще одному «представителю народа»? На каком основании отказать в канонизации, например, Распутину? По-Вашему, нет основания. По-моему, Распутин умер не за веру, а за свое распутство поперся в гости ухрюкаться на халяву. Где сходство с исповедниками? >>>> Или всех, или никого. >>> Еще лучше. А раскрыть эту мысль можете? >> Ну как. Весь сонм новомучеников претерпел от безбожников у власти. Николай также претерпел от безбожников у власти. Все новомученики претерпели с достаточной степенью уверенности за веру. Николай также претерпел с достаточной степенью уверенности за веру (во всяком случае, с той же, с какой мы можем быть уверены, что за веру претерпели Борис и Глеб). Мы можем сомневаться, за веру ли претерпел Николай или нет, но в этом случае нам надо разбирать детально каждое персональное дело каждого новомученика так же, как мы разбираем Николая (а вдруг среди них был кто-то, кого не «за веру», а «за происхождение» расстреляли?). Если же мы решаем толковать сомнения в пользу пострадавших, то мы делаем это для всех сразу. То есть и для Николая тоже. То есть пока мы не разобрали всех так же детально, как Николая или все достойны, или никто недостоин. Собор решил, что все достойны. Вывод в отношении Николая ясен. > Юрий, насколько я понимаю, синодальная комиссия детально рассматривала все поданные материалы и принимала решения индивидуально по каждому. Свв. Борис и Глеб пострадали не за веру. Но на их стороне была сила, они же добровольно не пожелали вести братоубийственную войну. Впрочем, довольно. Время споров окончено. На мой взгляд, Собор совершил ошибку, и в свое время она Церкви будет дорого стоить. Дай Бог, чтобы я ошибся. Я сомневаюсь, что по кому бы то ни было из новомучеников было столько же материала, как и по Николаю, и уж во всяком случае не было эксгумаций. А потому там уровень рассмотрения неизбежно не такой детальный. > Но я не услышал от Вас главного: почему «или всех, или никого»? Почему, если комиссия отклонила бы одно «представление к канонизации» (не знаю, как лучше сказать), то она должна, по-Вашему, была отклонить разом все? Не укладывается у меня это в голове. Вы, к сожалению, входите в большинство: я только что закончил разговор с молодым человеком, которому сходные вопросы тоже давались для понимания неизбывно тяжело. Попробуйте для начала ответить на один вопрос: все ли исповедники равны в правах и обязанностях яко исповедники?
Ответы и комментарии: