Re: Номоканон


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Pavel 00:19:06 29/09/2000
в ответ на: Номоканон, отправлено Анахоретъ 20:08:19 28/09/2000
 
Разве может даже великий и могучий русский язык вместить в себя всю премудрость Божию!? Используя при чтении Библии и святых отцов исключительно научный подход, ища противоречия в словах и выражениях (теша свой горделивый ум), мы непременно придем в заблуждение и станем легкой добычей духа злобы. При чтении нужно «одеваться в рубаху смирения» и каждое слово пропускать через сердце, впитывая дух писания, и тогда премудрость Божия будет нам доступна, а мнимые противоречия исчезнут (т.к. на самом деле они гнездятся только в нашем ограниченном уме).
 
В тех цитатах которые приведены мной, имеются в виду шутки и смех мирские (и этому посвящена целая беседа Св. Златоуста). Цитаты же, приведенный вами (Wanderer и Анахоретъ), вырваны, возможно (к сожалению у меня нет полного собрания сочинений Св. Златоуста), из контекста, который в целом совершенно о другом. И как мне кажется, под словом «смех» там подразумевается не тот смех в нашем мирском понимании, а евангельская радость (трепетная радость), то чувство, которое противоположно унынию, радость от того, что прощены грехи наши:
 
Пс.31:11 «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.»
 
Ис.66:10 «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,»
 
Иоил.2:23 «И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.»
 
Матф.5:12 «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»
 
Лук.6:23 «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.»
 
А вот что есть смех и веселие мирское:
 

 
 
Еккл.2:2 О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?»
 
Еккл.7:3-6 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!
 
Матф.27:29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
 
Мар.15:31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
 
Деян.17:32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
 
Иак.4:9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
 
Еф.5:4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
 
 
Св. Златоуст, по-моему, ясно изложил все по этому поводу. А в споре, как мне кажется, истина не рождается, т.к. истина в Христе. Спор — это прерогатива сатаны, и в нем умирает душа. Ведь Ева согрешила именно после того, как вступила в спор с диаволом. Не вступи она в спор, не было бы грехопадения. А дьявол цитировал Бога (урывками, искажая дух Его заповеди).
 
 
«Писание показывает нам, как диавол незаметно, неслышно подкрадывается к человеку: Ева и не заметила, как стала его добычей. Змей, выпуская свое ядовитое жало, задает ей очень странный вопрос: »Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Мы знаем, что Бог так никогда не говорил. Бог говорил Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16-17). А диавол все переворачивает, усугубляет. Как же могли бы люди существовать в раю, если бы им было запрещено есть что-либо: ни от какого дерева? Ева, возмущенная несправедливой постановкой вопроса, из самых лучших побуждений возражает змею, она хочет пояснить, что все на самом деле – не так.
 
Бывает, идете вы по улице, а к вам вдруг подбегает незнакомый человек и говорит: “А вот православные считают, что Троица – это Христос, Божия Матерь и Николай Угодник. Но это же неправда!” Или говорят что-нибудь иное, столь же неверное, например: “Вот вы, православные, считаете, что Церковь – это каменные стены”. Первое ваше желание возразить, поправить, объяснить случайному собеседнику, что Церковь – это не стены, а собрание всех верных Божиих, иже не поколебимую держать едину православную веру (Катехизис большой). Но диавол задает свой вопрос вовсе не для того, чтобы получить разъяснение, он и сам знает правильный ответ. Ему важно, чтобы с ним начали говорить, а использовать спор в своих целях он сумеет.
 
Принцип, который диавол использует в своей деятельности, – это принцип плюрализма. Он всех нас хочет усадить за круглый стол, направить на путь поиска некоего консенсуса. Диаволу все равно, что вы будете говорить, главное для него – чтобы вы приняли участие в этом сатанинском хороводе мнений и представлений, правильных и неправильных. Потому он и исказил слова Бога, чтобы Ева наверняка возмутилась и вышла из духовного равновесия. И Ева попалась на эту удочку – она ответила змею."
 
Посему давайте не будем спорить, чтобы не выйти из духовного равновесия.
 
 
Выше приведены цитаты из книги Священника Олега Стеняева « Беседы на Книгу Бытия",
 
очень рекомендую прочитать всем любителям поспорить!
Zip архив книги здесь.
 
 

 
Прошу прощения за столь длинное сообщение.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]