худые номоканунцы


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 01:24:55 29/09/2000
в ответ на: Re: Номоканон, отправлено Pavel 00:19:06 29/09/2000
 
> В тех цитатах которые приведены мной, имеются в виду шутки и смех мирские (и этому посвящена целая беседа Св. Златоуста). Цитаты же, приведенный вами (Wanderer и Анахоретъ), вырваны, возможно (к сожалению у меня нет полного собрания сочинений Св. Златоуста), из контекста, который в целом совершенно о другом. И как мне кажется, под словом «смех» там подразумевается не тот смех в нашем мирском понимании, а евангельская радость (трепетная радость), то чувство, которое противоположно унынию, радость от того, что прощены грехи наши:
 
 
Конечно. Смех бывает разный. Есть, например, смех как орудие против происков лукавого — особенно помыслов гордости и фарисейства. Диавол соблазняет человека мнением о совем благочестии, православии, о каких-то «ценнейших качествах» типа хорошего голоса, знания Писания, устава и прочего — человек начинает подспудно думать о себе «сосуд избран». Опытные люди советуют в таком случае простое и эффективное средство самоконтроля — смех над собой. Достаточно припомнить свое реальное недавнее поведение, свои слова, дела, мысли, отношения к кому-то, и можно хохотать над принятыми прежде помыслами до упада: вот уж фарисей так фарисей, да еще самодовольно-насупленный. Ведь иное смирение, елейный взор и тихая речь бывают у нас краской на тех гробах, что внутри полны всякой дряни. Спаси Господи.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]