Re (3): О пытливости ума


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Pavel 21:27:34 02/10/2000
в ответ на: Re (2): Пара вопросов по статье, отправлено Wanderer 01:56:21 30/09/2000
 
>
 
> 2. Вопрос касательно столь любимой Павлом идеи: о том, что не нужно сметь свое суждение иметь и что всякая попытка в чем-то разобраться собственным умом от лукавого и никуда кроме него не приводит. Вроде бы на первый взгляд идея заслуживает внимания. Одного я не пойму: тогда чего же ради Господь, создав венец творения, наделил его таким количеством серого вещества, да еще и избередил его таким числом извилин, какое не снилось ни одному дельфину и ни одной человекообразной обезьяне?
 
 
Почти весь мой ответ состоит из цитат из очень полезной книжицы «О вере и науке"(не перестаю удивляться тому, что практически на каждую жизненную ситуацию уже дан ответ святыми отцами).
 
 
Возможно я где-то перегнул палку. Категоричным здесь быть конечно нельзя — вопрос очень тонкий. Ум, как и любой другой орган человека полезен, так как Бог ничего напрасно не создает. Но во всем нужно знать меру. «Вот как думает об этом о. Павел Флоренский: «Мы осуждаем жадность в пище. Но почему ж в таком случае необузданное удовлетворение другой естественной потребности – познания – не считается пороком? Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти». Излишнее богатство знаниями есть один из видов богатства. Отсюда следует и опасность его, поскольку Господь предупреждает всех богатых: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23).» Ум, как и любое другое богатство, усложняет путь на Небо. Неграмотной старушке намного легче прийти к истинной вере, чем нам, которые вот так вот на слово ничему не поверят, все нам нужно объяснить, во всем досконально разобраться (и без этого мы уже не можем, т.к. богатство это давит на нас и избавиться от него намного труднее чем даже от богатства материального).
 
« Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. » Мф. 11, 25
 
«Можно веровать умом. Но много выше «веровать сердцем» (Рим. 10, 9).»
 
«Проявления сердца несколько отличны от проявлений разума. Разум являет себя в рассуждениях, доводах, часто в очень сложных, длинных умозаключениях. Сердце выражает себя по-иному. Оно обычно не строит доказательств, порой не нуждается даже и в словах. Решения его бывают быстры, даже мгновенны.»
 
"Надо помнить слова ап. Павла, что « знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1).
 
Поэтому следует предупредить тех христиан, которым импонирует богатство богословской эрудиции, и они забывают о значении сердца: здесь опасность жизни чисто умозрительной.
 
О частой бесплодности такого труда для души христианской так говорит схиархимандрит Софроний в своей книге о старце Силуане:
 
«Богослов-интеллектуалист о писаниях старца, возможно, скажет: я не вижу здесь богатства богословской мысли; я не вижу здесь догматического ведения. Так скажет он потому, что его духовность принадлежит иному плану религиозной жизни.
 
Богослов-рационалист занят множеством проблем и ищет разрешения их на путях рассудочного умозрения. Его подлинный религиозный опыт невелик, главный опыт его принадлежит сфере рассудка, а не живого Богообщения.
 
Свою научную эрудицию и рассудочный опыт он считает духовным богатством и ставит его настолько высоко, что всякий другой опыт в его глазах отступает на второстепенный план.
 
Для человека подлинно религиозного, ищущего живого Богообщения, живущего Богом, очевидна наивность увлечения рационалиста. Он недоумевает в каком-то смысле – не понимает, как может умный человек удовлетворяться своими домыслами и отвлеченными построениями."
 
 
Вот что пишет свт. Феофан Затворник о пытливости ума (длинно получится опять, но хочется поделиться):
 
"Для иных испытание писаний может быть великим искушением. Вы подивитесь? А так есть. Помните, как авва Серида прибил Досифея за то, что сей последний начал без всякой нужды пытать, что то значит и что это, отчего так написано, а не иначе? Вот и другой пример. В Филиппах (Деян. гл. 16) была отроковица, имевшая дух пытлив, и апостол Павел изгнал его. Посмотрите еще у Филофея или у Диодоха (в Добротолюбии). Там не добрым делом сочтено, когда от внимания и молитвы отвлекает желание или позыв побогословствовать. Да и много найдете подобных советов относительно пытания писаний. Разбирали ли вы, как произошли еретики? Все до единого от пытания писаний. Так выходит – это меч обоюдоострый! И, стало быть, надо с ним осторожно обходиться.
 
Вот что скажу вам для распознания духа истинного от духа лестча в сем отношении.
 
Православный христианин читает Слово Божие; истины, прямо в нем содержимые, печатлеет в своем сердце, не двигая своей мысли за пределы содержимого и не возвышая над ним господственно и самоуправно своего ума, а ему смиренно подчиняя его. Например, повинуйтесь наставником вашим... всяка душа властем предержащим да повинуется. Дело ясное! Тут нечего и толковать. Печатлей только на сердце, да и все тут... Если встретится что неудобопонятное, православный ищет разрешения не в своем уме, не в своих догадках, а в общей хранительнице всякой истины – Церкви, т.е. ищет решения готового, всеми признаваемого и всем предлагаемого в Церкви; например, ты ecu Петр и на сем камени и пр. Непонятно, как Церковь может быть основана на Петре, когда основание ее есть Господь и притом так, что другого основания быть не может. Не мудрствуя для решения сего недоумения, обратитесь к Церкви и возьмите существующее решение, что здесь слово – Петр  не означает лица апостола Петра, а означает твердое исповедание веры в Господа нашего Иисуса Христа. Эта твердость каждого мученика делала камнем. Колотят, колотят и не расколотят. А вот католики стали искать решения в своей голове и попали на папу. Как ни нелепо, а вот и доселе упорствуют.
 
Если какое-либо место Писания расшевелит мысль и сия начнет делать выводы, неотразимо теснящиеся в голову, – ничего: православный и от сего непрочь, только обходится с сими выводами, порождениями своими, не как с родными чадами, а как с пасынками, подвергает их немилосердной пытке, именно: вставляет их во всю совокупность истин святой веры (это все истины, в катихизисе содержащиеся) и смотрит, вяжутся ли они с ними, и если не вяжутся или противоречат им, гонит вон из головы как незаконнорожденных чад! Если не сможет сделать сие сличение сам, то снова обращается к живым или прежним учителям и их вопрошает. Вот все, как творит православный и как подобает творить.
 
Неправославный не так делает. Родятся у него в голове какие-нибудь думы (хорошие или худые, ему нужды нет, лишь бы нравились), он и начинает рыться в Писании и искать им подтверждения. При таком настроении, конечно, каждая строка, и даже речения, чуть-чуть указывающие на мечты искателя, берутся как доказательство. Вот собрано несколько текстов, к ним приданы произвольные толкования, и затем сделан вывод, то есть та мысль, какая родилась в голове прежде чтения Писания, а наконец и возглас: «Так учит все Писание».
 
Так образовались все ереси, так протестантство, так папство, с тою разницею от первых, что сии еще роются у святых отцов и их насилуют (как недавно в новом догмате). Такого рода и то, что вам читал N. N."
 
 
Рекомендую прочесть эту книжку целиком, я из нее много полезного для себя почерпнул:
 
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]