Re (2): Духовный опыт Свв. Отцов — богатейшая сокровищница


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 23:02:57 03/10/2000
в ответ на: Re: Pavel, а Вы и в повседневной жизни только цитатами говорите?, отправлено Pavel 21:55:54 03/10/2000
 
> Я не считаю себя способным сказать лучше святых отцов. Все что говорим мы — сплошной субъективизм, а через святых отцов говорит Дух Святой.
 
> Поэтому когда это уместно я цитирую святых отцов. К сожалению я не настолько подкован в богословии, чтобы цитировать в устной речи, да и в мирской жизни это (к величайшему сожалению) мало кому нужно.
 
> Кстати, если Вы заметите, раньше вся православная религиозная литература была просто усеяна цитатами из Библии и свято-отеческих творений, а сечас все меньше и меньше. Только на свой разум надеемся. Плохой признак.
 
>
 
> Спаси Вас Бог.
 
 
Духовный опыт Свв. Отцов — богатейшая сокровищница, но это — ИХ духовный опыт. Заметьте, что ни один из них не изъясняется исключительно цитатами из Писания и Отцов прошлых веков, а вводит их в ткань собственных слов. Т.е., они используют эти тексты именно в той мере, в какой они стали их достоянием, пропущены ими через их собственный духовный опыт. Именно поэтому он так часто звучит убедительно.
 
Замечу, что такая убедительность (я бы назвал ее заразительностью, но в хорошем смысле слова) бывает свойственна словам не только прославленных Отцов и Учителей, но и самых простых людей (иногда даже заметно грешных), вера которых стала достоянием их сердца (а не только мозгов и речевого аппарата) и сделалась фактом их реального жизненного пути.
 
Мне очень много дает соприкосновение с чьей-то живой верой, например, с верой многих православных участников этого форума. С отдельными их мнениями я при этом могу совершенно не соглашаться. Но это — живой опыт их веры, и он дает неописуемый, но ощутимый духовный импульс. Когда же я читаю Ваши сообщения, я никакого живого соприкосновения с Вашей верой не ощущаю. А соприкоснуться с верой тех, кого Вы цитируете я куда с бОльшим успехом могу по их собственным творениям, а не по цитатам, выхваченным из их живой ткани (и тем самым зачастую выхолощенным).
 
 
Вы, Павел, можете многое почерпнуть из духовного опыта Златоуста, Паламы или Феофана Затворника. Но духовный опыт каждого из них в известной мере уникален, как уникален и Ваш. Вы никогда не сможете подменить свой духовный путь путем кого-либо из них (а тем более — всех святых подвижников вместе взятых: слишком уж различны эти пути) -Вам никто не давал ни такого права, ни такой возможности; Вы никогда не сможете заполнить недостаток собственного духовного опыта чьим-то еще, тем более — «клонировать» чей-то духовный опыт: он не будет Вашим, значит обладание им будет какой-то виртуальной реальностью, каким-то обманом. Обманом кого? Себя? Господа Бога?
 
 
Это я не к тому, Павел, чтобы Вы не читали и не чтили Отцов Церкви.  Но призадумайтесь (в свете Писания и творений Свв. Отцов, особенно советую в этой связи Каппадокийцев и Златоуста): чем всё таки Homo sapiens отличается от прочих тварей: хвостатых, четвероногих, пернатых и проч.? Уверяю вас, что запомнить изрядное количество цитат способны некоторые попугаи и даже отдельные представители семейства врановых. Но это не делает их венцом творения.
 
И еще. Криминалисты говорят, что во всем мире нет одинаковых отпечатков пальцев. Одинаковых сетчаток глаза тоже вроде бы нет. Вот ведь как удивительно предусмотрел Господь о роде человеческом, создавая тело человека. Неужели душа более убога, чем тело?
 
 
Спаси Вас Бог.
 
Простите, если чем обидел, но все это высказал не ради словопрения, а искренне желая Вам блага.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]