[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Wanderer 13:34:11 04/10/2000
в ответ на:
С позволения Wanderera..., отправлено
Александр Ладыгин 09:25:35 04/10/2000:
> Вопрос был задан частным порядком, но Петр Дмитриевич благоволил вынести его на общий суд. > > Не рискнул выносить в конференцию свой щекотливый вопрос, но если Вы > сами сочтете возможным, то сделаю это. Опять же, не сочтите за > бестактность и подковырку. > Итак, в свете ответов на мой вопрос о чувственности и пре'лестности католических > святых (при Вашем как бы молчаливом согласии), Я лишь подтвердил относительную подлинность сведений, приведенных у проф. Осипова. Молчаливое согласие? Смотря в отношении чего. Чувственность я действительно нахожу у многих западных святых. Но у восточных были другие проявления аналогичных вещей, почему-то чувственностью не считавшиеся ("дар умиления" к примеру: преп. Кирилл Белозерский к концу жизни не мог съесть куска хлеба, не прослезившись). «Прелесть», как я уже говорил, понятие. сложившееся в определенном круге школ восточнохристианской духовности. Я не отрицаю его права на существование, но далек от того, чтобы все в западном благочестии и мистике, неадекватное утвердившемуся с веками на Востоке, огульно объясвлять прелестью. К тому же, совершенно неверно всю западную мистику записывать в экстатическую (там были и наиспокойнейшие созерцатели) и определенный тип, основывающийся на активном использовании воображения. К примеру, у св. Терезы Великой были экстазы и ей бывало свойственно использование воображения; а ее ближайший ученик и сподвижник св. Иоанн Креста показывает сугубо апофатический путь. > вопрос новый Вы лично > молитесь им, поклоняетесь ли? И как Вы сами это у себя полагаете > возможным сочетать? Поклоняться можно только Богу, святых же почитают. Да, чту. Далеко не все святые мне близки. Франциск очень близок, Игнатий Лойольский тоже (во многом), Тереза Авильская не то чтобы очень, Маленькую Терезочку очень-очень люблю и чту (особенно заценил ее после опубликования подлинных ее автобиографических рукописей, а не той причесанной патоки, которая была первоначально)... В пути многих святых Востока и Запада мне многое непонятно, кое что и совершенно чуждо (кстати, все эти анатомические припадания к ранам в моем личном благочестии не находят отклика) но я испытываю своего рода благоговение перед этим великим многообразием путей и перед тайной того, что другой человек отличается от меня, и что другая культура отличается от нашей, и что Господь создал мир столь мноообразным и даровал Духом Своим Святым столь разные харизмы. Есть святые, которых я вовсе не чту или чту с трудом: это те кто канонизован из политических и церковнополитических соображений, и в чьем жизненном пути проявлялись жестокость к людям или коварство пусть даже ради блага Церкви и веры, как, м.б., им самим казалось. (Уточнять не буду: по крайней мере, у меня тоже есть соблазн назвать их «не в полном смысле слова христианами»). В любом случае почитание того или иного святого не означает для меня подражания его жизненному пути. А дает очень многое для размышления о тайнах Божиих и ощущение мистического единства небесной и земной Церкви. >Уместен вопрос Аммосова знал ли Лойола о > православии. Наверное, нет. Но Вы то знаете! Ну, Господь рассудит. ЗЫ Честно говоря, после сегодняшнего завления Модератора о нехристианстве св. Франциска, егоже память (мы, латины) ныне совершаем и Игнатия Лойольского, мучительно размышляю, вправе ли я оставаться на этом форуме. Когда мне говорят, что я не православен я принимаю это как правила, соблюдать которые необходимо для диалога. Но после того как люди, сполна положившие жизнь за Христа, объявляются не вполне христианами, задумываюсь: а можно ли дальше продолжать диалог как ни в чем не бывало?.. Так что остаюсь в мучительных раздумиях: не честнее ли по отношению ко Христу и святым Его будет с моей стороны покинуть этот форум?
Ответы и комментарии: