Re: С позволения Wanderera...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 13:34:11 04/10/2000
в ответ на: С позволения Wanderera..., отправлено Александр Ладыгин 09:25:35 04/10/2000:

 
> Вопрос был задан частным порядком, но Петр Дмитриевич благоволил вынести его на общий суд.
 
>
 
> Не рискнул выносить в конференцию свой щекотливый вопрос, но если Вы
 
> сами сочтете возможным, то сделаю это. Опять же, не сочтите  за
 
> бестактность и подковырку.
 
> Итак, в свете ответов на мой вопрос о чувственности и пре'лестности католических
 
> святых (при Вашем как бы молчаливом согласии),
 
 
Я лишь подтвердил относительную подлинность сведений, приведенных у проф. Осипова. Молчаливое согласие? Смотря в отношении чего. Чувственность я действительно нахожу у многих западных святых. Но у восточных были другие проявления аналогичных вещей, почему-то чувственностью не считавшиеся ("дар умиления" к примеру: преп. Кирилл Белозерский к концу жизни не мог съесть куска хлеба, не прослезившись).
 
«Прелесть», как я уже говорил, — понятие. сложившееся в определенном круге школ восточнохристианской духовности. Я не отрицаю его права на существование, но далек от того, чтобы все в западном благочестии и мистике, неадекватное утвердившемуся с веками на Востоке, огульно объясвлять прелестью.
 
К тому же, совершенно неверно всю западную мистику записывать в экстатическую (там были и наиспокойнейшие созерцатели) и определенный тип, основывающийся на активном использовании воображения. К примеру, у св. Терезы Великой были экстазы и ей бывало свойственно использование воображения; а ее ближайший ученик и сподвижник  св. Иоанн Креста показывает сугубо апофатический путь.
 
 
> вопрос новый — Вы лично
 
> молитесь им, поклоняетесь ли? И как Вы сами это у себя полагаете
 
> возможным сочетать?
 
 
Поклоняться можно только Богу, святых же почитают.
 
Да, чту. Далеко не все святые мне близки. Франциск очень близок, Игнатий Лойольский тоже (во многом), Тереза Авильская — не то чтобы очень, Маленькую Терезочку очень-очень люблю и чту (особенно заценил ее после опубликования подлинных ее автобиографических рукописей, а не той причесанной патоки, которая была первоначально)...
 
В пути многих святых Востока и Запада мне многое непонятно, кое что и совершенно чуждо (кстати, все эти анатомические припадания к ранам в моем личном благочестии не находят отклика) — но я испытываю своего рода благоговение перед этим великим многообразием путей и перед тайной того, что другой человек отличается от меня, и что другая культура отличается от нашей, и что Господь создал мир столь мноообразным и даровал Духом Своим Святым столь разные харизмы.
 
Есть святые, которых я вовсе не чту или чту с трудом: это те кто канонизован из политических и церковнополитических соображений, и в чьем жизненном пути проявлялись жестокость к людям или коварство — пусть даже ради блага Церкви и веры, как, м.б., им самим казалось. (Уточнять не буду: по крайней мере, у меня тоже есть соблазн назвать их «не в полном смысле слова христианами»).
 
В любом случае — почитание того или иного святого не означает для меня подражания его жизненному пути. А дает очень многое для размышления о тайнах Божиих и ощущение мистического единства небесной и земной Церкви.
 
 
>Уместен вопрос Аммосова — знал ли Лойола о
 
> православии. Наверное, нет. Но Вы то знаете!
 
 
Ну, Господь рассудит.
 
 
ЗЫ  Честно говоря, после сегодняшнего завления Модератора о нехристианстве св. Франциска, егоже память (мы, латины) ныне совершаем и Игнатия Лойольского, мучительно размышляю, вправе ли я оставаться на этом форуме.
 
Когда мне говорят, что я не православен — я принимаю это как правила, соблюдать которые необходимо для диалога.
 
Но после того как люди, сполна положившие жизнь за Христа, объявляются не вполне христианами, задумываюсь: а можно ли дальше продолжать диалог как ни в чем не бывало?..
 
Так что остаюсь в мучительных раздумиях: не честнее ли по отношению ко Христу и святым Его будет с моей стороны покинуть этот форум?


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]