Юбилей.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 13:55:10 13/10/2000
в ответ на: Признаем ли мы РПЦЗ?, отправлено Taras Tikhomirov 21:29:54 12/10/2000:

 
Проблема РПЦЗ не в расколе. В конце концов, десятки тысяч мирян и священнослужителей покинули Россию в результате исключительных обстоятельств. Но они вполне могли и были обязаны, наладить свою жизнь за рубежом в соответствии с канонами  Православной Церкви. Для этого епископы-беженцы могли влиться в любую или в несколько Помеместных Церквей и окормлять свою паству. Могли также просить Собор какой-либо Поместной Церкви уделить им часть своей (или даже не своей, а никем незанятой) канонической территории. В любом случае, было бы чье-либо соборное решение по этому поводу у епископов-беженцев — не было бы проблем с созданием ими собственного синода и собора.
 
Почему это важно. В Церкви на все нужно благословение. Кроме того, в Церкви во всем действует принцип преемственности: «Никто не может воспринять своего права сам». Священник не может объявить сам себя священником, как и епископ — епископом. Точно так же и собор с синодом не могут собраться сами по себе, иначе, чем по определению какого-либо другого Собора (не по указу, скажем, патр. Тихона, который не распространял и не имел прав распространить действие своего указа вне российской какнонической территории, а именно по определению Собора). Епископы, собравшиеся иначе, объявившие сами себя собором и синодом, — самозванцы. Таковы «собор» и «синод» РПЦЗ. Они созданы сами собой, и РПЦЗ является поэтому, в прямом смысле этого слова, «самочинным сборищем». РПЦЗ не получила своих прав на создание собора и синода ни от какой канонической Поместной Церкви, поэтому не ведет свое происхождение от Церкви Апостольской и является в каноническом смысле чем-то вроде протестантов. То, что они исповедают веру, похожую на православную, не делает их Православной Церковью. Церковь не есть собрание людей, исповедающих определенную веру, а Тело Христово, живой организм, все части которого образуются по вполне определенным, каноническим законам. Заметим, что такое положение РПЦЗ совершенно не зависит от того, является ли, скажем, РПЦЗ МП и другие Поместные Церкви истинными, экуменическими, еретическими или какими-либо еще. Вне зависимости от этого, РПЦЗ не ведет свое происхождение от Цекви Соборной и Апостольской и поэтому не является Православной Церковью.
 
Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. Может такое положение быть временным и подлежащим исправлению. Может. В истории Церкви были примеры подобного рода. Скажем, Элладская Церковь сначала создала свое самоуправление, когда — во время греческого восстания против турок — отношения с Константинопольским Патриархатом были прерваны. Спустя некоторое время, сообразуясь с историческими обстоятельствами, Константинополь соборно (подчеркиваю) даровал ей автокефалию, и с этого момента Церковь Эллады стала вполне канонической частью Православной Церкви. То есть образование, подобное РПЦЗ, имеет шанс стать каноническим, если какой-либо Собор, спустя определенное время, дарует ему автокефалию. В таком случае деяния такой организации могут иметь некую формальную законность в силу их будущего благословения каким-либо собором, но только формальную, а не силу благодатных действий Церкви. Это напоминает ситуацию, когда формально правильно совершаемое крещение у католиков обретает благодатную наполненность при присоединении их к Церкви без перекрещивания.
 
Существует ли такая возможность конкретно для РПЦЗ? Я думаю, что существовала, пока существовало стремление к обретению канонического статуса. У РПЦЗ была своя благодатная жизнь, которая никогда не прекращается сразу в подобных обстоятельствах, а длится определенное время. Были свои святые. Но почти ровно десять лет назад РПЦЗ начала экспансию на чужую каноническую территорию и тем самым окончательно устремилась к закреплению своего неканонического положения. Пока существуют ее «приходы» на канонической территории РПЦ МП, а я думаю, это необратимо, необратим и статус РПЦЗ как самочинного раскольнического сборища. Таков печальный юбилей. Почтим его память молчанием.
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]