Re (2): Вопрос на засыпку :)


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фамарь 23:43:18 13/10/2000
в ответ на: Re: Вопрос на засыпку :), отправлено Александр Иванов 10:01:29 13/10/2000
 
>> Саш, а Вас не смущает нехарактерная для Востока иконография и, вообще, некоторая «душевность» данной иконы? ;)
 
>> Сразу оговорюсь: лично мне икона очень нравится, и, на мой взгляд, она является очень хорошей иллюстрацией к нашему спору о возможности воцерковления инославной традиции.
 
>
 
> Повторюсь, это не сама икона, а современная вышивка. Известны также более «итальянские» списки это иконы. Это, конечно, смущает. А что до оригинала, ничего душевного, тем паче страстного, в нем нет. Кстати, недавно мой знакомый батюшка с удивлением обнаружил большой список этой иконы в одном из храмов Святой Земли.
 
>
 
Да я как-то вижу, что вышивка. А что, вышивка разве не может быть иконой? Просто иконография у нее явно изначально западная (что вовсе не делает ее хуже). Мы, вообще, почему-то забываем, что в своем подавляющем большинстве наша икона — бывшая римская мозаика :) А уж про куртуазных архангелов, протягивающих Богородице белые лилии стоя на одном колене, я вообще помалкиваю. Весьма традиционные бывают архангелы, с бесстрастными лицами. Но ведь об эмоциях может говорить не только прорисованная мимика или объемность изображения, но и поза, жест (вспомните «Умиление», «Взыграние Младенца»).                                  
 
 
> «Все движения, все позы, все физиономии на итальянских картинах или вообще на картинах, написанных западными еретиками и изображающих священные предметы, — чувственны, страстны, притворны, театральны; ничего в них нет святого, духовного; так и видно, что живописцы были люди, вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о состоянии духовном, никакого сочувствия к нему и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью. Не имея понятия о том, какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают его глаза, его уста, его руки, все тело его, они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную, невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, и отличная кисть изображает на полотне совершенную нелепость, так, как красноречивейший оратор по необходимости должен был бы произнести самую бестолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе неизвестном ему». (Свт. Игнатий «Понятие о ереси и расколе»)
 
 
Дык...
 
Тогда еще вопросы:
 
1 (алаверды) Могут ли святые ошибаться?
 
2 Можно ли назвать чувственными, страстными, притворными и театральными движения, позы и физиономии Сикстинской Рафаэля или Леонардовского Христа (см. Тайную Вечерю). И, если можно, то почему последняя так прижилась (причем, зачастую, даже без каких-либо изменений) над православными Царскими Вратами? Только ли из-за любви к «итальянщине»?
 
 
А, вообще-то, с праздником Вас и всех со-беседников! И пусть Царица Небесная сохранит вас и ваших близких под своим покровом.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]