Крещение. Энергия и Ипостась.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 10:26:20 18/10/2000
в ответ на: Крещение. Каноны и догматика, отправлено Евгений 21:45:10 17/10/2000
 
«Пришел лесник и всех разогнал»:)
 
 
>>И главное — почему Церковь не перекрещивает католиков, монофизитов и т.д. — чтобы им не было «стеснительно и неловко»?:)
 
>
 
> Отвечу сразу на второй вопрос.  Церковь не перекрещивает монофизитов потому, что 95 правило 6-го Вселенского cобора предписывает присоединять несториан и севириан даже не через миропомазание, не говоря уже о перекрещивании, а через исповедание веры, то есть третьим чином.
 
 
Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинста у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д.
 
 
>Я далек от мысли, что это можно сделать прямо здесь (это задача будущего Всеправославного Собора, который должен, кроме того, прекратить наблюдаемое разнообразие практик чиноприема и их не соответствие догматике), но что-то можно сказать по этому поводу  и сейчас.
 
 
Какого такого Всеправославного Собора?
 
 
> Например, следующее. Напрасно представлять, что Св. Дух не действует нигде, кроме как в Церкви...
 
>Энергии Св. Троицы действуют во всем творении, а тем более — особым образом — среди крестящихся во Имя Св. Троицы. Это не делает таковых автоматически принадлежащими к Церкви, но делает таинство действительным в счет будущего присоединения к Церкви.
 
> Или, скажем, так. Недаром Таинство Крещения стоит как рубеж между тринитарными сообществами и Церковью. Ведь в этом Таинстве, по свидетельству Отцов, исправляется крайняя неустойчивость ипостасной человеческой воли к благому, полученная нами от прародителей.
 
Принявший это Таинство должен подтвердить это движением своей воли к истинному благу — к Миропомазанию и Евхаристии в Истинной Церкви.
 
 
Момент первый.
 
Энергии Троицы действуют везде и всегда. В «некоторых случаях» энергии действуют с заранее определенным результатом — в Крещении, например, восстанавливается устойчивость воли. «Энергийно» Дух Святой действовал в апостолах, когда Христос дунул на них и они смогли изгонять бесов, наступать на змею и т.д.
 
 
Однако в Пятидесятницу Дух Святой ипостасно сошел на апостолов. Точнее сказать ипостасно Дух Святой почивает в Ипостаси Сына, а поскольку апостолы присоеденились к Церкви — Телу Христову, то с того момента, Он почивает и в них. Однако процесс «присоединения» апостолов, как известно, сопровождался видимым образом — языками пламени, которое в дальнейшем заменялось самими апостолами руковозложением, а потом Миропомазанием.
 
 
Момент второй.
 
Связан с пониманием терминов «присоединен к Церкви» — «отпал от Церкви». Мне думается, что «отпасть» в строгом богословском смысле нельзя в принципе. Если человек в Церкви, значит он часть Тела Христова и обратной дороги быть не может. Соответственно «наказание» таковому в случае чего выйдет больше. Как нельзя уничтожить образ Божий в человеке, так нельзя и «исключить» из Церкви, мне кажется.
 
(соответственно я не согласен с о. Андреем Кураевом о «динамическом состоянии границ» Тела Христова).
 
 
Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви?
 
 
Мнение: возможно более точно в отношении Церкви говорить не о «принадлежащих и отпавших», а о «верных и заблудших»?
 
 
Андрей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]