[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено Евгений 12:44:33 18/10/2000
в ответ на:
Крещение. Энергия и Ипостась., отправлено
partizan 10:26:20 18/10/2000
>> Отвечу сразу на второй вопрос. Церковь не перекрещивает монофизитов потому, что 95 правило 6-го Вселенского cобора предписывает присоединять несториан и севириан даже не через миропомазание, не говоря уже о перекрещивании, а через исповедание веры, то есть третьим чином. >Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинста у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д. >Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви? 1. Нет, ни в коем случае. а) Еретики к Церкви не принадлежат. б) Таинств у них совершаться не может. Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое. С другой стороны, 6-й Вселенский собор (его же и память скоро совершаем) предписывает принимать несториан и монофизитов (вообще говоря, всех тринитариан) 3-м чином. Это означает, что Отцы признают за таковыми еретиками формально правильно совершаемое крещение, которое восполняется правильным содержанием при присоединении к православию. О том, что может означать здесь диада «форма-содержание», мы уже говорили выше. Объяснение же, что это совершается «ради икономии», здесь по отношению к 95-му правилу нелепо (или даже еретично), так как сущность икономии заключается в ее принципиальной несводимости к какому-либо правилу. Кстати, диадой «форма-содержание» в применении к этой теме пользовался и блж. Августин, но он вкладывал в нее другой, не совсем православный смысл. 2. В том, что кроме формального признания крещения признается и миропомазание несториан и монофизитов, содержится другой более интересный смысл. Дело в том, что признание миропомазания традиционно связывается с признанием апостольского преемства, так как только епископ может варить миро. Поэтому католиков принимают без миропомазания у них признается формальное апостольское преемство, а протестантов нет. И напрасно эта практика связывается с латинским влиянием, она основывается на Отцах 6-го Вселенского собора и на древней практике Церкви. Например, Уже в IV в. Дидим Слепец объясняет, что тринитариев без апостольского преемства «следует помазывать, так как у них отсутствует святое миро, освящать которое силой божественной благодати дано только епископу». В связи с этим, критики нашего Собора, признавшего формальное апостольское преемство католиков, повинны против 95-го правила 6-го Вселенского собора и следовательно сами нуждаются согласно 2-му (если я не ошибаюсь) правилу этого же собора в приеме по второму чину.
Ответы и комментарии: