Отправлено Евгений 15:17:13 18/10/2000в ответ на: А поконкретнее ссылку можете дать?, отправлено Лев Тихонов 14:19:07 18/10/2000>>>> >>>>> Объяснение же, что это совершается «ради икономии», здесь по отношению к 95-му правилу нелепо (или даже еретично), так как сущность икономии заключается в ее принципиальной несводимости к какому-либо правилу. >>>> >>>> Евгений, а кто первый ввел слова икономия и акривия в церковный обиход в качестве канонических терминов? >>>> >>>> >>> >>> Я думаю, что термины «икономия» и «акривия» (в применении к обсуждаемой проблеме) возникли в конце 18-го в., когда на волне борьбы с католическим влиянием в Греции возобладал подход к перекрещиванию католиков (а заодно и монофизитов). Тогда же св. Никодим Святогорец в своих комментариях на «Пидалион» столкнулся с проблемой продолжающейся более мягкой «русской» практики и объяснил ее в терминах oikonomia и akribeia. >> >> Хотя несколько в ином смысле, конечно, эти термины использовались значительно раньше. Например, во времена 2-го «михианского» раскола студитов в начале 9-го в. >> >> Св. Феодор Студит, в связи с событиями вокруг 2-го «михианского» раскола, рассуждает о возможных пределах икономии и дает правильное о ней понятие (хотя в этой конкретной исторической ситуации он был не прав). Сущность икономии состоит в «одноразовых» отступлениях от строгости какнонов, принципиально не сводимых к какому-либо правилу. "Ибо предел приспособления, как ты знаешь, состоит в том, чтобы ни совершенно не нарушать какое-нибудь постановление, ни в случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, дабы таким образом легче достигнуть желаемого, не вдаваться в крайность и не причинить вреда важнейшему. <...> кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление [греч. параномию] вместо икономии.” (Творения отца нашего преподобного Феодора Студита, переведенные с греческого языка при СПб. Духовной Академии. СПб., 1867; с. 182–184) Вопрос освещается в статье В. Лурье «НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТЫ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА» только с точностью до наоборот. Есть на сайте http://www.vertograd.com.ru. Для правильного осмысления исторических событий, тогда происходивших, лучше обратиться непосредственно к книге Д. Е. Афиногенов. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997
- Не уверен, что это то — подтвердите Лев Тихонов 19:21:05 18.10.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]