Отправлено Wanderer 15:59:38 18/10/2000в ответ на: Re (3): Позволительно ли бить детей, отправлено Wanderer 18:37:15 15/10/2000>>> Конечно, я предвижу множество возражений из области ссылок на авторитеты. Сторонники телесных наказаний несомненно обнаруживаются и среди Отцов Церкви (интересно, что среди наиболее заметных противников наказаний Златоуст >> А что писал Златоуст на тему и как аргументировал? > Я не помню, есть ли у него какие-то конкретные аргументы против. > Помню лишь то, что меня несколько удивила на общем фоне его мягкая позиция в этом вопросе и установка в воспитании не на наказание как на основной его рычаг (что очень часто можно встретить в позднеантичной и средневековой письменности). > Кажется (по не поручусь на все 100), что-то на эту тему есть в его Беседах на послание к Ефесянам, в толкованиях на слова Апостола о отношениях в семье (нач гл. 6). > На досуге постараюсь проверить кое-где и тогда дам ссылку, если что найду. Проверил. Кое что нашел. Конечно, он не рапрямую отрицает (в поздней античности это было общепринятым, и восходит не только к Ветхому Завету). Но старается свести к минимуму. Вообще, из того, что я почитал у него на эту тему за минувшие дни, явствует, что в воспитании детей он максимально противопоставляет позитив негативу (в пользу первого, конечно). Любовь, благой пример, внимание способны принести значительно бОльшую, чем просто просто строгость и наказание. Вот что мне удалось найти: Из беседы «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей» (29-30) «Как же добиться этого и с чего начнем воспитывать? С того, что будем внимательно смотреть за происходящим с ними, ибо ребенок легко может быть привлечен к такому [благочестивому – П.С.] (поведению). Почему? Так как ребенок не воюет за деньги и славу, нет у него заботы о жене, детях и доме, поскольку в детском еще находится возрасте. Какая, следовательно, у него причина для спеси и брани? Все состязание у него со сверстниками. Поэтому сразу же установи закон: ни над кем не надмеваться, никого не оскорблять, не клясться, не быть драчливым. И если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй, чтобы не привык он к этому способу воспитания – ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим и когда приучится он презирать это, тогда всё потеряно. Но пусть всё время боится он побоев, да не подвергнется им, пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ход. И угрозы пусть не доходят до дела, но вместе с тем пусть не будет ему ясно, что всё закончится угрозами: ибо угроза тогда хороша, когда ей верят, что она будет осуществлена, когда же совершивший поступок поймет замысел, то пренебрежет ей. Но пусть он думает, что будет наказан, и не наказывается, дабы не погас страх… Когда видишь, что страх пошел на пользу, отложи его, ибо природа наша нуждается в успокоении». Пер. Л.С.Бликштейна. Цит. по кн.: Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Т. I, с.181-182. Какой красивый ряд: «И если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду» ! И очень жизненный, что вообще свойственно этому автору не в мире абстракций живет, а в конкретной, реальной жизни. Очень, кстати, рекомендую всем эту его беседу, потому что, несмотря на сильно изменившиеся общественные условия, очень много жизненно и актуально и по сей день. Хотя вторая половина приведенного пассажа лично у меня всё же вызывает несогласие. Ибо «боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4. 18). Я склонен считать, что в воспитательном процессе угроза наказанием, конечно, допустима как крайняя мера, но она индикатор капитуляции, индикатор признания того, что мудрости (а главное любви) мне не хватает. И что есть о чем призадуматься мне, а не наказуемому. К тому же если следовать этой части рассуждения Златоуста на практике, то получается палка о двух концах. К угрозе, которая постоянно звучит, но никогда не осуществляется, ребенок привыкает очень быстро и перестает придавать ей серьезное значение. Значит нужно либо время от времени всё-таки осуществлять, либо прибегать к самой словесной угрозе крайне редко. Замкнутый круг. И я всё-таки склонен к тому, что следует изо всех сил стараться избегать и того, и другого. Хотя это очень трудно. И без любви неосуществимо. В Беседах на Послание к Ефесянам ничего конкретного на эту тему я не нашел, хотя очень много ценного (и опять же очень животрепещущего) по проблемам семьи. В Беседах на Послание к Колосянам (в толковании на соттветствующие стихи) тоже нет об этом, хотя характерные для Златоуста подходы к этим проблемам сформулированы с необычной для него сжатостью. По-англ. это можно прочесть здесь: http://newadvent.org/fathers/230310.html