вопрос


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 23:42:40 18/10/2000
в ответ на: Апостольское преемство и миропомазание, отправлено Евгений 12:44:33 18/10/2000
 
>>Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинста у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д.
 
>>Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви?
 
>
 
> 1. Нет, ни в коем случае.
 
> а) Еретики к Церкви не принадлежат.
 
> б) Таинств у них совершаться не может.
 
>
 
> Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое.
 
 
Если можно, давайте остановимся на этом подробнее.
 
Можно ли сказать что еретики не принадлежат Церкви в той степени, в которой они еретичествуют? Ересь отсекает от правого вероисповедания, но и будучи отсеченными, еретики утаскивают с собой много чего здравого, что вполне соответствует учению Церкви (речь не о еретиках типа антитринитарных Савелиан, павликиан и проч, которых всегда крестят).
 
 
Почему (т.е. каким образом) не может совершаться таинств у тех из еретиков, чьё крещение и миропомазание православная Церковь приемлет?
 
Для объяснения канонической практики применялись разные методы. Например св. митр. Макарий писал что благодать подается во всех тех сообществах, что сохраняют апостольское преемство — подается даром, как Господь «дождит на правые и неправые». Но: подаваясь в этих самых таинствах, она «не действует», этому действию мешают ереси, т.е. упорные заблуждения в вероисповедных вопросах. Когда же такая «преграда», опять же, по Божественной благодати, преодолевается, и ересь отвергается — восстанавливается «спасительность». Иначе говоря, в такой трактовке не отрицается что Бог подает просящим, по их молитвам: но утверждается что ереси (и, в другом несколько режиме — грехи вообще) препятствуют восприятию этой благодати во спасение. Сильной стороной такого взгляда является ясность того Кто подает благодать — это Бог, а не Церковь: точнее, Бог через Церковные таинства.
 
 
Но тогда вопрос — как же быть с отпавшими от Церкви? От того что таинства «похищены» теми кто отпал от единства с православной Церковью — делаются ли они «не-таинствами», и в каком смысле?
 
КОнечно, проще всего ответить «по определению»: Таинства есть то, что в Церкви, а стало быть вне Её их быть не может. Но в этом смысле у нас получается опять циклическая «сказка про белого бычка», из которой есть только не вполне законные выходы типа расчленения формы и содержания.
 
 
Рассмотрим такую аналогию, и подумаем насколько православно ее приложение к данному вопросу:
 
 
В стране имеется Госбанк, который один печатает банкноты, в нужном количестве, нужного качества и вида. Допустим, один из печатающих банкноты похищает станок для печати, и продолжает производить их сам по себе, вне Госбанка. В каком смысле эти банкноты его «недействительны»? Некий контролер Госбанка, принимая выручку, исследует эти самые банкноты: если они неотличимы от обычных, их можно принять и пустить в оборот. Если же они повреждены — их можно отвергнуть. Иначе говоря, то, что вынесено из Церкви до определенной степени продолжает принадлежать Ей. Если же повреждено — например, всякими «во имя Прискиллы и Монтана», то отвергается.
 
 
Итак, православно ли такое объяснение, которое не вводит никакой дихотомии «форма-содержание», а делает упор на распознавание Церковью «своего», т.е. признание? Ведь в св. Канонах ничего не говорится насчет формы и содержания — говорится, приемлем и всё.
 
Кажется, тут не заметно прегрешения ни против Единства Церкви, ни против Единственности, или иных положений Догмата о Церкви.
 
 
> С другой стороны, 6-й Вселенский собор (его же и память скоро совершаем) предписывает принимать несториан и монофизитов (вообще говоря, всех тринитариан) 3-м чином.
 
>
 
> Это означает, что Отцы признают за таковыми еретиками формально правильно совершаемое крещение, которое восполняется правильным содержанием при присоединении к православию. О том, что может означать здесь диада «форма-содержание», мы уже говорили выше.
 
 
> 2. В том, что кроме формального признания крещения признается и миропомазание несториан и монофизитов, содержится другой — более интересный смысл. Дело в том, что признание миропомазания традиционно связывается с признанием апостольского преемства, так как только епископ может варить миро.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]