Отправлено Алексей Чумаков 23:42:40 18/10/2000в ответ на: Апостольское преемство и миропомазание, отправлено Евгений 12:44:33 18/10/2000>>Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинста у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д. >>Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви? > > 1. Нет, ни в коем случае. > а) Еретики к Церкви не принадлежат. > б) Таинств у них совершаться не может. > > Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое. Если можно, давайте остановимся на этом подробнее. Можно ли сказать что еретики не принадлежат Церкви в той степени, в которой они еретичествуют? Ересь отсекает от правого вероисповедания, но и будучи отсеченными, еретики утаскивают с собой много чего здравого, что вполне соответствует учению Церкви (речь не о еретиках типа антитринитарных Савелиан, павликиан и проч, которых всегда крестят). Почему (т.е. каким образом) не может совершаться таинств у тех из еретиков, чьё крещение и миропомазание православная Церковь приемлет? Для объяснения канонической практики применялись разные методы. Например св. митр. Макарий писал что благодать подается во всех тех сообществах, что сохраняют апостольское преемство подается даром, как Господь «дождит на правые и неправые». Но: подаваясь в этих самых таинствах, она «не действует», этому действию мешают ереси, т.е. упорные заблуждения в вероисповедных вопросах. Когда же такая «преграда», опять же, по Божественной благодати, преодолевается, и ересь отвергается восстанавливается «спасительность». Иначе говоря, в такой трактовке не отрицается что Бог подает просящим, по их молитвам: но утверждается что ереси (и, в другом несколько режиме грехи вообще) препятствуют восприятию этой благодати во спасение. Сильной стороной такого взгляда является ясность того Кто подает благодать это Бог, а не Церковь: точнее, Бог через Церковные таинства. Но тогда вопрос как же быть с отпавшими от Церкви? От того что таинства «похищены» теми кто отпал от единства с православной Церковью делаются ли они «не-таинствами», и в каком смысле? КОнечно, проще всего ответить «по определению»: Таинства есть то, что в Церкви, а стало быть вне Её их быть не может. Но в этом смысле у нас получается опять циклическая «сказка про белого бычка», из которой есть только не вполне законные выходы типа расчленения формы и содержания. Рассмотрим такую аналогию, и подумаем насколько православно ее приложение к данному вопросу: В стране имеется Госбанк, который один печатает банкноты, в нужном количестве, нужного качества и вида. Допустим, один из печатающих банкноты похищает станок для печати, и продолжает производить их сам по себе, вне Госбанка. В каком смысле эти банкноты его «недействительны»? Некий контролер Госбанка, принимая выручку, исследует эти самые банкноты: если они неотличимы от обычных, их можно принять и пустить в оборот. Если же они повреждены их можно отвергнуть. Иначе говоря, то, что вынесено из Церкви до определенной степени продолжает принадлежать Ей. Если же повреждено например, всякими «во имя Прискиллы и Монтана», то отвергается. Итак, православно ли такое объяснение, которое не вводит никакой дихотомии «форма-содержание», а делает упор на распознавание Церковью «своего», т.е. признание? Ведь в св. Канонах ничего не говорится насчет формы и содержания говорится, приемлем и всё. Кажется, тут не заметно прегрешения ни против Единства Церкви, ни против Единственности, или иных положений Догмата о Церкви. > С другой стороны, 6-й Вселенский собор (его же и память скоро совершаем) предписывает принимать несториан и монофизитов (вообще говоря, всех тринитариан) 3-м чином. > > Это означает, что Отцы признают за таковыми еретиками формально правильно совершаемое крещение, которое восполняется правильным содержанием при присоединении к православию. О том, что может означать здесь диада «форма-содержание», мы уже говорили выше. > 2. В том, что кроме формального признания крещения признается и миропомазание несториан и монофизитов, содержится другой более интересный смысл. Дело в том, что признание миропомазания традиционно связывается с признанием апостольского преемства, так как только епископ может варить миро.
- Границы Церкви Евгений 12:55:49 20.10.2000 (1)
- спасибо Алексей Чумаков 22:55:37 20.10.2000 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]