Re (2): Апостольское преемство и миропомазание


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 05:33:20 19/10/2000
в ответ на: Re: Апостольское преемство и миропомазание, отправлено Игорь Кузьмин 04:13:11 19/10/2000
 
>>>> Отвечу сразу на второй вопрос. Церковь не перекрещивает
 
>>монофизитов потому, что 95 правило 6-го Вселенского cобора
 
>>предписывает присоединять несториан и севириан даже не через
 
>>миропомазание, не говоря уже о перекрещивании, а через исповедание
 
>>веры, то есть третьим чином.
 
 
>Мне важно показать, что свв. отцы действительно считали, что всех
 
>еретиков необходимо перекрещивать. И этому подтверждение – принятие
 
>Церковью решений Карфагенских Соборов (при еп. Киприане) о
 
>перекрещивании всех еретиков и раскольников. Они ведь не отвергнуты,
 
>а вновь подтверждены 2 правилом 6 Всел. Собора:
 
> «… тверды и ненарушимы пребывают приятые, и утвержденные бывшими
 
>прежде нас святыми и блаженными отцами… Согласием нашим
 
>запечатлеваем и все прочия св. правила… такожде правила Дионисия
 
>архиеп. Великаго  града Александрии,.. еще же и Киприаном,
 
>архиепископом африкийския страны, и мучеником, и собором, при нем
 
>бывшим изложенное правило, которое в местах предупомянутых
 
>предстоятелей, и токмо у них, по преданному им обычаю, сохраняемо
 
>было."
 
 
Это замечательно, но дело в том что 95 правило того же собора прямо противоречит и Вашему мнению, и Карфагенской и Киприановской практике, равно как и 7 правило Второго Вс. Собора:
 
 
II Вселенского Собора 7. Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Савватиан и Паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и Аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоеденены быть к православию, приемлем, якоже язычников.
 
 
VI Собора. 95. Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и Апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святаго. А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократным погруженипем крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение"
 
 
Итак, Собор не может постановить принимать еретиков-Несториан и монофизитов через одно только причащение и одновременно исповедывать мнение св. Киприана и его соборов о том что даже и всех раскольников надо непременно крестить.
 
 
>> Это означает, что Отцы признают за таковыми еретиками формально правильно совершаемое крещение, которое восполняется правильным содержанием при присоединении к православию.
 
>
 
> А вот здесь ... вывод, противоречащий свв. отцам. Вы нигде не найдете,  у св. отцов этого «признания». Наоборот обычай в Церкви о перекрещивании еретиков древний (см.  Евсевия «Церковную историю», Кн. 7, гл. 5), основанный на апостольских правилах.
 
 
СОбственно сами слова Св. Канонов и говорят о признании и приеме. Дело вероятно в том чтобы различать разновидности еретиков, о которых собственно и говорят Апостольские правила — ереси первых веков самые грубые и фундаментальные, и в последующее время их крещение также никогда не принималось.
 
 
 
> Другое дело, что Церковь всегда поступала осмотрительно; одна
 
>сторона крестила всех еретиков без различия, другая сторона
 
>принимала их чином миропомазания, но, однако, принимавшие чином
 
>миропомазания, не порицали ту Церковь, которая крестила тех же
 
>еретиков. (47 правило Василия Великого тому пример). Если же
 
>некоторых еретиков не крестили, то это совсем не значит, что их не
 
>должно крестить, а из снисхождения, чтобы привести их к Церкви,
 
 
Это может и не значит что «не должно», но значит, что гораздо важнее что можно не крестить. Не скажете же Вы что из соображений такого странного «человеколюбия» Св. Отцы Вселенских Соборов вводили в Церковь некрещеных и немиропомазанных людей — прямо к причастию? Отсюда с необходимостью следует что эти люди были ранее и крещены и миропомазаны, и стало быть стоит задача интерпретации этого ясного факта, каким образом это возможно.
 
Одна интерпретация — разделение формы и содержания. Но тут сложность в том что не всякую форму Церковь канонически приемлет — например, протестанты или старообрядцы — сколько они не вари миро, их миропомазание приемлемо быть не может (а вот монофизитское — может, по правилу 6 Собора). Т.е. форма может быть безупречной — но не приниматься. Тут чего-то еще не хватает.
 
Второй способ объяснения — различение, распознавание и принятие. Третий- католическое понимание валидности (законности) и безусловности «законно» совершенных таинств не взирая ни на что (этот взгляд, впрочем, разбивается например о правило 2 Собора о Максиме Кинике).


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]