Отправлено Евгений 12:56:46 20/10/2000в ответ на: вопрос, отправлено Алексей Чумаков 23:42:40 18/10/2000>>Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинства у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д. >>Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви? > > 1. Нет, ни в коем случае. > а) Еретики к Церкви не принадлежат. > б) Таинств у них совершаться не может. > > Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое. >Если можно, давайте остановимся на этом подробнее. >Можно ли сказать что еретики не принадлежат Церкви в той степени, в которой они еретичествуют? Ересь отсекает от правого вероисповедания, но и будучи отсеченными, еретики утаскивают с собой много чего здравого, что вполне соответствует учению Церкви (речь не о еретиках типа антитринитарных Савелиан, павликиан и проч, которых всегда крестят). Нет, нельзя. Степенью или образом действия может отличаться энергетическое действие Св. Духа (правильнее всей Св. Троицы) в мире, но не Его ипостасное действие, которое имеет всегда четкую грань и определяет принадлежность к Церкви. Здесь надо четко отличать, в каком смысле можно говорить о «непрерывности» действия благодати в мире и в каком смысле о «разрывности». Грань эта ипостасные действия Лиц Св. Троицы в Церкви и общее непрерывное действие энергий Св. Троицы во всем мире. Различие Лиц Св. Троицы опытно познается только в Церкви. Ипостасное действие есть энергетическое действие + ипостасные особенности. >Почему (т.е. каким образом) не может совершаться таинств у тех из еретиков, чьё крещение и миропомазание православная Церковь приемлет? Я думаю, что Таинства в своей полноте и совокупности, в их церковном смысле, это ипостасные действия Св. Троицы, а крещение у еретиков только часть таинства, его энергетическая сторона, начало, но не познание внутритроичной жизни в ее полноте. (Разумеется, на все эти благие действия Божества накладываются всевозможные заблуждения еретиков и пр. Степень их восприятия Божественных энергий определяется скорее простотой, готовностью выполнять заповеди, стремлением к Церкви и т. д. Это очевидно, я не буду на этом в дальнейшем останавливаться. Но это относится и к принадлежащим к Церкви. Разница между теми и другими в полноте таинств). >Для объяснения канонической практики применялись разные методы. Например св. митр. Макарий писал что благодать подается во всех тех сообществах, что сохраняют апостольское преемство подается даром, как Господь «дождит на правые и неправые». Но: подаваясь в этих самых таинствах, она «не действует», этому действию мешают ереси, т.е. упорные заблуждения в вероисповедных вопросах. Когда же такая «преграда», опять же, по Божественной благодати, преодолевается, и ересь отвергается восстанавливается «спасительность». Иначе говоря, в такой трактовке не отрицается что Бог подает просящим, по их молитвам: но утверждается что ереси (и, в другом несколько режиме грехи вообще) препятствуют восприятию этой благодати во спасение. Сильной стороной такого взгляда является ясность того Кто подает благодать это Бог, а не Церковь: точнее, Бог через Церковные таинства. В принципе, можно с этим согласиться за исключением одного. Той грани, о которой я говорил выше. Кающиеся грешники в Церкви включены во внутритроичную жизнь, хотя опытно они это не осознают (сознают святые в своем опыте), вне Церкви нет, хотя благодать исповедания Имени Христова, выполнения заповедей и пр. действует. >Итак, православно ли такое объяснение, которое не вводит никакой дихотомии «форма-содержание», а делает упор на распознавание Церковью «своего», т.е. признание? Ведь в св. Канонах ничего не говорится насчет формы и содержания говорится, приемлем и всё. Церковь распознает «свое» в таких сообществах это то, что они признают Христа Господом, что пытаются выполнять Его заповеди и пр., но признает это «свое» неполным и спасение недостоверным или невозможным. >Кажется, тут не заметно прегрешения ни против Единства Церкви, ни против Единственности, или иных положений Догмата о Церкви. Без грани, о которой говорилось выше, есть прегрешение против догмата о Единственности получается, что Церковь плавно перетекает в нецерковь. А вот когда наряду с «плавностью» есть и грань, картина становится полной. Многое с точки зрения рассматриваемого вопроса поясняет 15-й Вопросоответ преп. Максима Исповедника. В нем преподобный говорит о действии Св. Духа в мире и четырех образах Его действия: 1) У язычников, 2) В ветхозаветной церкви, 3) В Церкви вообще, 4) У святых в особенности. Преподобный не упоминает о еретиках, но я думаю, их можно расположить (с точки зрения их правильных воззрений, а не заблуждений) где-то возле второй категории. Грань, где начинается Церковь, преподобным обозначена словом «усыновление». И действительно, будучи включен в Тело Христово христианин приобретает ипостасные идиомы Сына (Его сыновство) и опытно познает это (или пока еще не опытно, а верой) и, следовательно, различие Лиц Св. Троицы. ******* ВОПРОС XV. Что значит: Нетленный бо Твой Дух есть во всех. Темже заблуждающих помалу обличаeши (Прем. 12:1)? Если [Св. Писание] говорит о Святом Духе, то как же в нера- зумное сердце не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху (Прем. 1:4)? Мы взяли это на замет- ку, потому что [прежде] просто говорится, [будто Дух есть] "во всех». ОТВЕТ. Святой Дух присутствует в каждом из сущих, осо- бенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову2. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каж- дом3, промыслительно проникает во всех, насколько это возмож- но, возбуждает в каждом естественный разум, через который при- водит в сознание греховности соделанного вопреки закону приро- ды всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыс- лов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочев- ников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство4 и отвергших издревле господствовавшие у них звер- ские законы. Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. А в частности же и соответственно иному рассуждению, [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как За- конодатель и Предвозвеститель будущих таинств5, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства. Отсюда и среди них мы нахо- дим многих, которые, оставив ветхое и заключающееся в тенях служение, ревностно обратились к новому и таинственному. Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обо- жествляющее имя Христово6, не только как сохраняющий и про- мыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполне- нию заповедей, с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умоз- рениями о неизреченном формирует ум их для обожения. Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает ес- тественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и про- свещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только облада- ющих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божест- венной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий не творящий божественных волений, даже если он и явля- ется верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одер- жимое сквернами страстей.