Границы Церкви


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 12:56:46 20/10/2000
в ответ на: вопрос, отправлено Алексей Чумаков 23:42:40 18/10/2000
 
>>Проще сказать, Церковь считает перечисленные Таинства у перечисленных еретиков действительными без всякой икономии и т.д.
 
>>Вывод и вопрос: Признавая Миропомазание монофизитов и прочих, мы признаем, что они в Церкви?
 
>
 
> 1. Нет, ни в коем случае.
 
> а) Еретики к Церкви не принадлежат.
 
> б) Таинств у них совершаться не может.
 
>
 
> Это аксиома или, иначе говоря, соборное мнение всех святых, неоднократно ими высказываемое и неоспоримое.
 
>Если можно, давайте остановимся на этом подробнее.
 
>Можно ли сказать что еретики не принадлежат Церкви в той степени, в которой они еретичествуют? Ересь отсекает от правого вероисповедания, но и будучи отсеченными, еретики утаскивают с собой много чего здравого, что вполне соответствует учению Церкви (речь не о еретиках типа антитринитарных Савелиан, павликиан и проч, которых всегда крестят).
 
 
Нет, нельзя. Степенью или образом действия может отличаться энергетическое действие Св. Духа (правильнее всей Св. Троицы) в мире, но не Его ипостасное действие, которое имеет всегда четкую грань и определяет принадлежность к Церкви. Здесь надо четко отличать, в каком смысле можно говорить о «непрерывности» действия благодати в мире и в каком смысле — о «разрывности».
 
Грань эта ипостасные действия Лиц Св. Троицы в Церкви и общее непрерывное действие энергий Св. Троицы во всем мире. Различие Лиц Св. Троицы опытно познается только в Церкви. Ипостасное действие есть энергетическое действие + ипостасные особенности.
 
 
>Почему (т.е. каким образом) не может совершаться таинств у тех из еретиков, чьё крещение и миропомазание православная Церковь приемлет?
 
 
Я думаю, что Таинства в своей полноте и совокупности, в их церковном смысле, — это ипостасные действия Св. Троицы, а крещение у еретиков — только часть таинства, его энергетическая сторона, начало, но не познание внутритроичной жизни в ее полноте. (Разумеется, на все эти благие действия Божества накладываются всевозможные заблуждения еретиков и пр. Степень их восприятия Божественных энергий определяется скорее простотой, готовностью выполнять заповеди, стремлением к Церкви и т. д. Это очевидно, я не буду на этом в дальнейшем останавливаться. Но это относится и к принадлежащим к Церкви. Разница между теми и другими — в полноте таинств).
 
>Для объяснения канонической практики применялись разные методы. Например св. митр. Макарий писал что благодать подается во всех тех сообществах, что сохраняют апостольское преемство — подается даром, как Господь «дождит на правые и неправые». Но: подаваясь в этих самых таинствах, она «не действует», этому действию мешают ереси, т.е. упорные заблуждения в вероисповедных вопросах. Когда же такая «преграда», опять же, по Божественной благодати, преодолевается, и ересь отвергается — восстанавливается «спасительность». Иначе говоря, в такой трактовке не отрицается что Бог подает просящим, по их молитвам: но утверждается что ереси (и, в другом несколько режиме — грехи вообще) препятствуют восприятию этой благодати во спасение. Сильной стороной такого взгляда является ясность того Кто подает благодать — это Бог, а не Церковь: точнее, Бог через Церковные таинства.
 
 
В принципе, можно с этим согласиться за исключением одного. Той грани, о которой я говорил выше. Кающиеся грешники в Церкви включены во внутритроичную жизнь, хотя опытно они это не осознают (сознают святые в своем опыте), вне Церкви — нет, хотя благодать исповедания Имени Христова, выполнения заповедей и пр. — действует.
 
>Итак, православно ли такое объяснение, которое не вводит никакой дихотомии «форма-содержание», а делает упор на распознавание Церковью «своего», т.е. признание? Ведь в св. Канонах ничего не говорится насчет формы и содержания — говорится, приемлем и всё.
 
 
Церковь распознает «свое» в таких сообществах — это то, что они признают Христа Господом, что пытаются выполнять Его заповеди и пр., но признает это «свое» неполным и спасение недостоверным или невозможным.
 
>Кажется, тут не заметно прегрешения ни против Единства Церкви, ни против Единственности, или иных положений Догмата о Церкви.
 
 
Без грани, о которой говорилось выше, есть прегрешение против догмата о Единственности — получается, что Церковь плавно перетекает в нецерковь. А вот когда наряду с «плавностью» есть и грань, картина становится полной.
 
 
Многое с точки зрения рассматриваемого вопроса поясняет 15-й Вопросоответ преп. Максима Исповедника.  В нем преподобный говорит о действии Св. Духа в мире и четырех образах Его действия:
 
1) У язычников,
 
2) В ветхозаветной церкви,
 
3)  В Церкви вообще,
 
4) У святых в особенности.
 
Преподобный не упоминает о еретиках, но я думаю, их можно расположить (с точки зрения их правильных воззрений, а не заблуждений) где-то возле второй категории. Грань, где начинается Церковь, преподобным обозначена словом «усыновление». И действительно, будучи включен в Тело Христово христианин приобретает ипостасные идиомы Сына (Его сыновство) и опытно познает это (или пока еще не опытно, а верой) и, следовательно, различие Лиц Св. Троицы.
 
 
*******
 
 
ВОПРОС XV.
 
 
Что значит: Нетленный бо Твой Дух есть во всех.
 
Темже заблуждающих помалу обличаeши (Прем. 12:1)?
 
Если [Св. Писание] говорит о Святом Духе, то как же в нера-
 
зумное сердце не внидет премудрость, ниже обитает в
 
телеси повиннем греху (Прем. 1:4)? Мы взяли это на замет-
 
ку, потому что [прежде] просто говорится, [будто Дух есть]
 
"во всех».
 
 
ОТВЕТ.
 
 
Святой Дух присутствует в каждом из сущих, осо-
 
бенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову2. Ибо Он,
 
будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каж-
 
дом3, промыслительно проникает во всех, насколько это возмож-
 
но, возбуждает в каждом естественный разум, через который при-
 
водит в сознание греховности соделанного вопреки закону приро-
 
ды всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым
 
произволением для восприятия правильных естественных помыс-
 
лов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочев-
 
ников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное
 
благородство4 и отвергших издревле господствовавшие у них звер-
 
ские законы.
 
Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным
 
образом Святой Дух. А в частности же и соответственно иному
 
рассуждению, [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как За-
 
конодатель и Предвозвеститель будущих таинств5, возбуждая в
 
них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного
 
относительно Христа совершенства. Отсюда и среди них мы нахо-
 
дим многих, которые, оставив ветхое и заключающееся в тенях
 
служение, ревностно обратились к новому и таинственному.
 
Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и
 
во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обо-
 
жествляющее имя Христово6, не только как сохраняющий и про-
 
мыслительно возбуждающий естественный разум, не только как
 
обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как
 
творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо
 
как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто
 
чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполне-
 
нию заповедей, — с ними [Святой Дух] общается как со своими
 
посредством простого и нематериального ведения и чистыми умоз-
 
рениями о неизреченном формирует ум их для обожения.
 
Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку
 
всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает ес-
 
тественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех,
 
кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и про-
 
свещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех
 
же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного,
 
еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не
 
пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только облада-
 
ющих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божест-
 
венной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо
 
всякий не творящий божественных волений, даже если он и явля-
 
ется верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых
 
помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одер-
 
жимое сквернами страстей.
 


Ответы и комментарии:

    • спасибоАлексей Чумаков 22:55:37 20.10.2000 (0)

[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]