Re (2): Пантократор


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 15:49:13 20/10/2000
в ответ на: Re: Пантократор, отправлено Фамарь 04:09:41 03/10/2000
 
>>> Пантократор — это именно Христос на престоле. А уж в рост или поясное, в куполе, в центре деисуса или на алтарной стене — это частные случаи.
 
>>
 
>> Иконографический тип «Пантократор» ("Вседержитель") характеризуется фронтальным полуфигурным или ростовым ("Халкит") изображением благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.
 
>
 
> Что касается формулировки — она никак не противоречит вышесказанному мной. Уточню лишь, что, если Спаситель стоит (а не сидит), мы получим уже образ Христа-Оратора (в русской традиции — Смоленский Спас).
 
>
 
Спас Смоленский отличается от Халкита фигурами ангелов и предстоящих преподобных, что связано с историей возникновения самой оригинальной иконы.
 
 
>> Случай, о котором здесь говорится изначально, скорее всего, принадлежит к последнему типу, хотя и не в чисто каноническом виде (меч из уст).
 
>
 
> Последний тип — это «Царь Царей» что ли? Вообще-то, «Царь Царем» — деисус. Другое название этой иконы — «Предста Царица». В центре — Спаситель в царских одеждах и с короной на голове, Ему предстоят Богородица в образе царицы и царь Давид. «Дщери царей в чести Твоей: и предста Царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна...»
 
 
«Предста Царица..», простите, это действительно деисис, но отличается на нём изображение Христа от «Царя царей» облачением. Оно на нём первосвятительское, понимаете, а не императорское.
 
Справедливости ради замечу, что «Царь царей» действительно редко встречается помимо иконостасного деисисного чина, но позволить себе роскошь смешивать эти два совершенно разных типа я, простите, не могу.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]