Re (6): Вопрос. И. Кузьмину


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Игорь Кузьмин 18:56:03 24/10/2000
в ответ на: Re (5): Вопрос. И. Кузьмину, отправлено Евгений 12:54:53 24/10/2000
 
>>
 
>> Евгений, если я правильно понял вопрос (в чем я сомневаюсь), то — нет, не считаю. Как не считаю, что изменение формы крещения в особых случаях и отсутствие крещения в видимой церкви (мученической кровью) тоже в особых случаях — лишает спасения. Здесь тоже есть «противоречия» правилам. И небольшое пояснение.
 
>
 
> В крещении мученической кровью нет никакого «противоречия» (в кавычках или без) правилам потому, что это не правило, а исключение. А в нашем случае речь идет о двух правилах: 46-м Апостольском и 95-м 6-го Вселенского. Вы ответили, но очень односложно.
 
>
 
> Я по-прежнему не понимаю, каким образом, по-Вашему, следующие определения не противоречат друг другу.
 
>
 
>
 
> 46 Апост. правило. «Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным».
 
>
 
> 95-е 6-го Вс. собора. «Несториан и севириан принимаем через исповедание веры».
 
>
 
> Отцы 6-го Вселенского принимают крещение еретиков (так они их и называют — еретиками) несториан и монофизитов, требуя от них лишь исповедания веры. Каким образом они не попадают под действие 46-го Ап. правила, повелевающего принявших крещение еретиков извергнуть?
 
 
Евгений,  почему Вы принятие Церковью неперекрещивая отдельных еретиков (всех чинов) приравниваете (безосновательно) к «принятию их крещения», т.е. признанию свв. отцами 6 Вс. Собора Таинства Крещения  еретиков (ведь по другому Вашу цитату и не прочесть). Ведь если принять такую логику толкования, тогда перекрещивающий таких еретиков неминуемо подпадает под 47 ап. правило «яко посмевающий кресту и смерти Господней», что и исповедуют старообрядцы-поповцы. Однако никто в Церкви и не думал обвинять в преступлении против этого правила, как древних, так и новых отцов.
 
Исходя из такой логики, тогда и хиротонию у еретиков придется принимать, но здесь уже нет такого удобного текста для этого, как 1 прав. Вас. Вел. Здесь уже зна-ачительно сложнее доказывать, что хиротония еретиков (осужденных соборами) приемлется Церковью без перерукоположения.
 
Значение слова «приявших» имеет смысл, как принявших так и признавших. Однако Церковь никогда не признавала того, что вне Ее что-либо (крещение, хиротония и др. тайнодействия) совершается, иначе такое признание разрушило бы  основной Догмат о Церкви.
 
46 правило повелевает извергать тех, кто принимает, т.е. признает крещение еретиков, как  ни в чем не отличное от, совершаемого в Церкви, Таинства Крещения.
 
Конечно, Евгений, Вы можете вновь сослаться на дословное цитирование 1 правила Вас. Великого, о «приятии» крещения раскольников и самочинников. В таком случае, я могу лишь вновь сослаться на того же свт. Вас. Великого:
 
«И потому, кто без изследования упорно будет останавливаться на голой букве, держась перваго, представляющагося ему смысла, тот вдается в иудейския бабьи басни».
 
Затем, св. Афанасий, архиепископ Александрийский, говорит. Его творения, часть 4:
 
«Здесь кстати привести апостольское слово: »Писмя убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6), ибо если в Божественных Писаниях будем разуметь буквально, то впадем в нечестивыя хулы".
 
Иосифа Волоколамского, слово одиннадцатое, стр. 407. Св. отец говорит:
 
«Многа убо от божественных писаний, по писмени разумевают, но плоды духа истязовати со многим опасньством, скровенныя в божественных писаниих: сего убо дух живит, неразсуждая же сия, но по писмени разумеваяй: сего убо писмя умерщвляет. Того ради во многия ереси впадают».
 
 
С уважением,
 
Игорь.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]