Отправлено Wanderer 01:07:02 30/10/2000в ответ на: Re (3): декaнoнизации, отправлено В.Свирелин 11:56:53 29/10/2000>> Пример деканонизации церковная память о Клименте Александрийском, священнике и писателе 3 века. Как о святом пишет о Клименте св. Александр Иерусалимский (духовный отец и епископ Климента). Такие же презентации Климента Александрийского есть у преп. Иоанна Дамаскина, преп. Максима Исповедника, блаженного Феодорита. И лишь католическая традиция сочла необходимым дистанциироваться от Климента. Указом папы Бенедикта XIV в 1748 г. Климент был вычеркнут из святцев. И в наших святцах его имени нет. > > Про такой указ не знал, спасибо... А вот про наши святцы надо покопаться в разных восточных диптихах: думаю, что кое-где мы его найдем (эх, под рукой их нету...). Вероятнее всего, что отношение к Клименту осложнено тем фактом, что Ориген его ученик. Патр. Фотий в своей «Библиотеке» перечисляет список ошибок, которые можно обнаружить к Климента Александрийского. На Западе в ранних мартирологиях он присутствует, день памяти приходился на 4 декабря. Во время пересмотра Римского мартирология папой Климентом VIII (1592-1605) его имя было вычеркнуть по совету кардинала Барония. Бенедикт XIV закрепил это, мотивировав это тем, что: слишком скудны сведения о жизни; никогда не было широкого почитания; некоторые из учений, если не ошибочны, то сомнительны. Труды Климента предшествовали основному разгару тринитарных споров в Церкви, и если смотреть на них с позиций посленикейского богословия, кое-что может показаться сомнительным: но дело лишь в недостаточной еще разработанности терминологического аппарата. Фотию казалось, что Климент признавал множественность Божественного Слова, однако при ближайшем рассмотрении это не так. В других местах, возникало подозрение в субординационизме; но и их можно истолковать во вполне православном ключе. Фотий также обвинял Климента в докетизме, однако Климент признавал, что у Христа было реальное человеское тело, хотя и имел некоторые не вполне обычные суждения о Его теле и душе. (Сведения почерпнуты мною здесь: http://www.newadvent.org/cathen/04045a.html) Теперь о деканонизации. Вообще по католическому учению деканонизация невозможна, поскольку канонизация относится (согласно официальному учению КЦ хотя многие богословы относятся к этому, мягко говоря, скептически) к т.н. facta dogmatica, т.е. в ней осуществляется безошибочность Церкви. Беатификация (первая ступень церковного прославления причисление к лику блаженных) еще не считается проявлением безошибочности, поэтому дебеатификация возможна. Другое дело изменение статуса почитания. Тот или иной святой может быть выведен из «Генерального календаря», предполагающего официальное почитание во всей Латинской Церкви (что не относится к Восточным обрядам), но при этом сохранять поместное почитание (в той или иной местности, или в определенном монашеском ордене и т.п.). Кстати, широко рапространенное мнение о якобы имевшей место деканонизации в КЦ Николая Мирликийского, Георгия Победоносца и Екатерины Александрийской не имеет под собой реального основания. Первые два святых по прежнему сохраняются в Генеральном календаре, мц. Екатерина действительно из него выведена (далеко не единственная), но в Римском мартирологии сохраняется. Насколько я могу догадываться, были и другие святые, помимо Климента, вычеркнутые из Римского мартирология. Каким образом это соотносится с учением о канонизации как проявлении безошибочности Церкви, уже существовавшем при Бенедикте XIV (который был, помимо всего прочего, выдающимся канонистом), не знаю. Есть пока одна догадка: Поскольку официальная процедура централизованной канонизации сложилась только к кон. 11 в. (а совсем официальный статус получила только в 17 в.), то небесное прославление тех святых, которые не получили официальной канонизации, произведенной в лице папы или собора, не считается неоспоримым фактом. Отсюда возможность более вольного с ними обращения. Но это только догадка.