Откуда пошли славяне, или В.В.Седов, "Древнерусская народность"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Юрий Аммосов 01:51:38 03/11/2000
в ответ на: Новая хронология, туды ее в качель..., отправлено Lux 18:59:26 25/10/2000
 
>>>> Да это ж аксиома славистики! В.Седов, Б.Рыбаков, Л.Нидерле... Славяне выделились из населения восточной Европы в середине 1 тыс. н.э. Первая культура, где чуть-чуть начинают прослеживаться протославянские признаки — пшеворская (типичная римская провинциальная культура, кстати).
 
 
>>> Видимо, мы с Вами славистику в разных вариантах учили. В моем варианте славяне сформировались как самостоятельный этнос в середине I тысячеления ДО НОВОЙ ЭРЫ.
 
 
>> Ну давайте я вам из Седова найду цитату-другу, что ли, если вы мне не верите... Дойду до дома — пришлю. Правда, дома я буду только к воскресенью в лучшем случае...
 
 
> Это очень жаль. Не хотелось бы ждать до воскресенья с целью прояснить такие важные вопросы.
 
 
 
Поехали. Седов Валентин Васильевич. «Древнерусская народность», М. 1999
 
 
с. 25. В первые века н.э. славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской... и черняховской.... эти культуры были крупными полиэтническими образорваниями  
 
 
ЮА. Подчеркиваю: части. То есть славяне не тождественны пшеворцам и черняховцам. В Восточной Европе, по Седову, жил целый интернационал племен всех наречий и родов. И это были типичные римские провинциалы. Далее Седов пишет о славяно-иранском симбиозе у черняховцев, из которого образовались анты. Кстати, некоторые исследования вообще оказываются усматривать в антах славян.
 
 
с.27. В эпоху средневековья славяне вступали далеко не монолитной массой. Территориально они оказались разбросанными... связи между отдельными регионами нередко отсутствовали.
 
 
Ранее (с.26) Седов пишет, что рубеж средневековья — нашествие гуннов, совпавшее с временем ухудшения климата увеличения уровня осадков и трансгрессии Балтийского моря, что вызвало массовое заболачивание Ср-Вост. Европы и массовые миграции населения.
 
 
Иными словами, культурного единства в раннеславянской Европе не наблюдается. Первыми более-менее определеными славянскими культурами Седов называет две группы, обе датируются 5-6 вв. н.э.:
 
 
- пеньковскую, она же по Седову — анты (славяно-иранцы, а не славяне) (с.27-31), скорее всего будущие хорваты и сербы, а также «хэкающее» население юга России (по В.И.Абаеву). Ареал — Подольско-Днепровский. Славяноязычность антов устанавливается на основании сообщений Иордановой «Гетики», и в некоей мере Прокопия Кесарийского, имп. Маврикий же объединяет «склабеной» и антов только по культурному признаку ("варвары"). Седов видит иранский элемент в характерных пальчатых фибулах с маскообразными головками (с.33, копал сам). Самые характерные памятники культуры — Вел.Андрусовка и Селиште.  
 
 
- пражско-корчакская культура, по Седову — склавеной (то есть собственно славяне), или же дулебы летописей. (с.41-50). Ареал — от Верхней Эльбы до Подунавья и Поднепровья. Генетически — потомок пшеворской культуры. Характерные элементы — жилища, погребения типа трупосожжений с постепенным распространением курганов. Сам этноним «дулебы» древнегерманского происхождения (с. 46, цит. О.Н.Трубачева). Седов не очень уверенно атрибутирует дулебов как славян и временами именует их «праславянами»  - «Дулебы вост-евр. ареала были одной, наиболее крупной группой праславянских дулебов.. Великая славянская миграция начала средневековой поры расчленила некогда единое праславянское (sic!) племя и разбросала его части в разные стороны. Имеются серьезные основания отождествлять их с населением волынско-киевско-припятской группы пражско-корчакской культуры и сменившей ее лука-райковецкой».
 
 
Все. Далее Седов удже пишет про волынцевскую культуру, по Седову — поляне или русы. Это уже результат смешения мигрантов из Европы с лука-райковецкой культурой (самые ранние комлексы датируются уже не 5 в., а последними десятилетиями 7 в. (по пряжкам, с. 55)
 
 
(ЮА: происхождение этнонима русы до сих пор неясно, еще Багрянородный и Ибн-Фадлан четко отделяют русов от славян, считая «русов» скандинавами"
 
 
Так что выводов из исследований материальной культуры два:
 
 
1. Славяне не прослеживаются как отдельные общности ранее 5 в. н.э.
 
 
2. Славяне есть поздняя и сложная общность, в которой на позднеримском субстрате смешались множество сколков разных этнических групп от иранцев до германцев.
 
 
Посудите сами, много ли у меня оснований говорить о наличии славян раньше пшеворцев и черняховцев лишь потому, что мол, язык немного постарше? Судя по Седову, славянский язык несколько раз поменял носителей в ходе Великого Переселения Народов. И это не один пример. Те же современные греки — на самом деле на 80% потомки не античных греков, а южных славян (потомков дулебского ряда), тюрков и едва ли не готов. только говорят по-гречески. Но ДНК у них — другие. Славяне — те же американцы полуторастысячелетной давности: язык один, а предки — кто откуда!
 
 
Вот о том я вам и толковал. Язык, может и был. Но его носители до Рождества Христова — не мои родственники. А кто мои родственники в ту пору — один Бог знает.
 
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]