Возможно, многие не согласятся со мной.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 22:59:44 05/11/2000
в ответ на: Хорошо, поясню о чём я пытаюсь речь вести, отправлено Александр С. 21:55:26 05/11/2000
 
> Мысли, которые не дают мне покоя, как раз и родились после чтения такой литературы (видел я и схемы).
 
 
Писалось это монахами и для монахов. Тупое калькирование монашеской аскезы мирянами в лучшем случае приводит к курьёзам, когда последние исповедуются в «частом перехождении из келии в келию».
 
Безусловно, принципиальной разницы в аскезе для мирян и монахов нет. Но...
 
Однажды отца Софрония (Сахарова) посетил монах по имени Владимир, который спрашивал у него духовного совета. Отец Софроний сказал ему: «Стой на грани отчаяния». Потом добавил: «А когда больше не можешь, отойди и сядь, выпей чашку чая». На следующий день отец Софроний увидел идущего по монастырскому двору старца Силуана. Будучи молодым монахом, отец Софроний почтительно отошёл в сторону, дабы уступить место старшему. Приблизившиь к нему, старец Силуан сказал: «Был ли у Вас вчера отец Владимир?» Отец Софроний спросил: «Что, я был не прав?» — «Нет, Вы были правы. Но это не его мера».
 
Понимаете, что я хочу сказать? Меры разные. И Серафим Саровский говорил, что невозможно в миру стяжать безстрастие. И брань невидимая совсем другая. Для насельника монастыря «личное достоинство» — яд. Для мирянина — лекарство, дающее выжить. То же и о почитании себя хуже всякой твари.
 
И не надо, думается, искать прямых указаний в Новом Завете. Святые, учившие, что гордость — корень всех грехов, познали это опытно, когда пытались привести свою жизнь в соответствие с новозаветными заповедями.
 
 
> Ну а распространение «неосуждения» с людей уже на сами ДЕЛА людские, запрет на осуждения воровства (не вора!), лжи, убийств — это уже просто перечёркивание Закона Божьего.
 
 
Конечно. Непонятно, откуда Вы и взяли-то это. «Люби грешника и ненавидь грех» — это же так ясно.
 
 
> Откуда это всё пошло? Я далёк от того, чтобы говорить что-либо недоброе о св.Иоанне Лествичнике или «поправлять его». Гордость — наверное, действительно мать всех прочих грехов. Но почему нужно начинать с неё?
 
 
Не нужно, потому что ничего не получится. Стандартная, если можно так выразиться, аскетическая практика мирянина — выбрать один какой-то грех, свойственный себе (духовник подскажет — какой, если нет духовника, спроси человека, с которым больше всего общаешься: «Слушай, что тебя во мне больше всего раздражает или не устраивает?»), и за дни очередного поста устроить именно на него форменную облаву, не давая ему поднять голову. И вот тут очень помогут советы Иоанна Лествичника — что чем врачуется. Веник ломают по веточке.
 
 
Надеюсь, чем-то помог.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]