О гордости и не только


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр С. 17:14:19 07/11/2000
в ответ на: О гордости, отправлено Taras Tikhomirov 21:17:00 06/11/2000
 
 
>> Но это уже — толкование, Валентина. В Библии об этом не говорится. Вкушение плода познания добра и зла — самый первый грех, до которого других грехов не существовало. Разве не так?
 
>
 
> Конечно не так. Первородный грех и есть гордость. Раз уж вы знаете о запретном плоде, то знаете и о том, что подговорил Еву на этот грех непослушания змий. Змий же есть образ дьявола, который был низвергнут из рая за ГОРДОСТЬ, ибо возомнил себя равным Богу Творцу. У человека первый грех был грехом непослушания. Но непослушание это само по себе было вызвано желанием «стать как боги», т.е. больше того, что Творец человеку дал. А желание мнить себя больше, чем есть и есть гордость.
 
 
 
Это — опять же толкование, Тарас. И Вы наверное сами видите, как не всё гладко укладывается в него : желание иметь больше, чем дал Бог — греховно, но оно не тождественно тому чтобы «мнить себя больше, чем есть».
 
 
 
> Поскольку с толкованием у вас проблема, то прочитайте и вдумайтесь в смысл сказанного текста из Нового Завета: «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.» (Первое послание к Тимофею 3:6)
 
>
 
 
У Вас с «толкованием» проблем действительно нет, я вижу. Настолько, что уже слова Апостола о том, что ЕПИСКОПОМ не должен быть кто-либо из новообращённых, уже каким-то боком упали и на мою грешную голову. Извините, мне необходимо уже толкование Вашего толкования, иначе закроем вопрос.
 
 
>> Речь об отдельном человеке, а не о человечестве в целом. Почему отдельный человек-христианин должен (и должен ли?) считать себя хуже всех остальных, включая не-христиан? Вот я о чём.
 
>
 
> Смирение, как противоположность любой гордости, и есть почитание себя хуже, чем любой другой человек в любой из добродетелей. «Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (Послание Иакова. 4:6)
 
 
Отрицание ещё не значит крайней противоположности. Потому что крайности смыкаются и не случайно мы все призываемы Церковью идти срединным, «царским» путём, не уклоняясь вправо или влево.
 
 
и «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29) Если вы считаете, что кротость означает молчаливое самоуважение, а смирение что-то вроде застенчивости, то просто почитайте святоотеческую литературу. Советую, ибо все проясниться довольно быстро.  
 
>
 
 
Я уже говорил, что читал некоторое из того, что Вы мне советуете.
 
 
Я пытаюсь понять, почему православные обязаны всегда проигрывать, обязаны тихим и безропотным Платоном Каратаевым сдыхать на обочине, почему им запрещено являть в себе время от времени и Божью Силу врагам Его. Кто и когда это запретил?
 
 
У меня есть мысли на этот счёт — я считаю, что эта ересь поползла к нам с середины 19-го, вместе с либерализмом, хотя и не через либералов. Но мы говорили пока о другом и не хотелось бы расползаться мыслию. Меня пока вполне удовлетворил -  в смысле, несколько успокоил — ответ Анахорета.
 
 
С уважением
 
 
А.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]