Re (3): Предание


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Лев Тихонов 01:07:44 09/11/2000
в ответ на: Re (2): Предание, отправлено В.Свирелин 22:12:28 08/11/2000
 
>>> Теперь по существу. Духа Святого вы тут, пардон, всуе помянули. Про «наставит на всякую истину» сказано апостолам, не так ли? И уже апостолы после Пятидесятницы сполна получили даров Духа Истины. Но ведь эта истина, подобно зерну, раскрывается исторически, во времени.
 
>>
 
>> Цитаты из подобающих святоотеческих толкований на это место, плиз.
 
>
 
> Левъ, извините, но тут цитат не треба. Апостолы любимую Вами стихиру Кассии, как и многое другое, понятное дело, не пели и не знали. Вы же приводите ее как часть литургического Предания Церкви. Значит, историческое, _во времени_ развитие Предания не требует отеческих доказательств, это просто объективный факт. Или Вы против?
 
 
То, что было выработано Церковью в качестве ее Священого Предания, не подлежит пересмотру в духе времени. Обратных примеров Вы привести не можете — только разве что свидетельства отступничества земных церковных институций от верности небесной Церкви святых.
 
 
 
>>>Посему мою фразу вверху этого окна вы не сможете оспорить — иначе вам придется с абсолютной точностью определить множество так сказать «байт», входящих в Предание и очертить его идеально точные границы. Возьметесь за сей труд? :)) А даже если б взялись, все равно ничего не выйдет путного, ибо не мы (и не Церковь) определяем границы Духу, а Он нам...
 
>>
 
>> Вообще-то "Дух дышит идеже хощет имеет прямо противоположный смысл: Он дышит там, где Он хощет, а не там, где Вам хотелось бы.
 
>
 
> И не Вам...
 
 
Но любому из нас это открывается в меру нашей веры и верности Церкви Христовой. Именно Церкви Христовой, а не земным ее институциям и их представителям, которые могут уклоняться от Истины Духа Святого. И именно в меру верности, а не в меру интеллекта или эрудиции.
 
 
 
>> ...А где Он хощет — Он открыл своей Святой Православной Церкви: в ней самой же, и больше нигде. Весь остальной мир Он просто пронизывает Своими энергиями, которые не имеют спасающей силы.
 
>
 
> А вот последнюю странную фразу — из какого отца Вы нарыли?
 
 
Это к Евгению Павленко. По-моему, из Лосского, или кто там для него авторитет (возможно, правда, он приведет места из св. Григория Паламы или преп. Максима, чему я был бы рад). Я же тут пока что предпочитаю придерживаться схоластической терминологии: вне Православной Церкви Христовой действует призывающая благодать Духа Святого, но не Его спасающая благодать.
 
 
 
>>> Во-первых, догматы церковные — это и есть тот самый источник. Иначе зачем Церкви было выделять нечто из своего Предания в особый класс, называемый догматами, канонами?
 
>>
 
>> Укажите источник этого выделения. Например, в каком Деянии какого Собора выделяется халкидонский догмат как «важная» часть деяний 4-го Собора, а все остальное объявляется «неважным»?
 
>
 
> Т.е. по-вашему, догматических определений не существует? Канонов такожде? Т.е. все равноценно: утверждение о Божественности Христа и, скажем, о том, чтоб епископ был «одной жены муж»?
 
 
В Священном Предании нет оснований для такого разделения. А умствующим богословам, надмевающимся над Священным Преданием и церковью святых, у меня нет основания доверять. Для спасения важно все; нарушение Предания в любой малости есть попрание воли Божией и грех — либо нравственный, либо богословский, сиречь ересь.
 
 
Грехи надо отвергать, ереси надо отрицать и анафематствовать, если мы впали в них по немощи или неведению. А вот сознательное упорство в них невидимым образом отлучает человека от Церкви. Ересеучительство или проповедь безнравственности обеспечит нам мельничный жернов на шее, с которым мы предстанем пред Спасителем на Страшном Суде.
 
 
 
>> Извините, но православным христианам еще и свойственно любить своих немощных братий во Христе, соблазняемых и расхищаемых хищными врагами Христова стада, любить и несчастных чуждых Церкви людей, которые неминуемо погибнут в отвращении от Христа и его Церкви, если мы не предпримем меры, чтобы обезвредить антихристианских промывателей мозгов. И потому они не могут горделиво удовлетвориться своим личным противостоянием им.
 
>
 
> Согласен 100%. Но «православная обязаловка» тут не при чем, а скорее даже вредна. Те, кто родился и вырос в православных царствах свидетельствуют: дети, обязаловкой учащий закон Божий, как арифметику, све становятся неверующими с гораздо большей вероятностью, чем без этого...
 
 
Все гораздо сложнее. Люди, в том числе дети, обладают свободой воли, но, если эта воля не укрепилась в добре, они склонны поддаваться искушениям и соблазнам. Церковь знает два способа исправления положения: 1) лично каждому укреплять свою волю в добре и 2) соборно, всем Церковным телом влиять на положение дел в обществе. Последнее — с целью ликвидации соблазнов, происходящих от «свободы слова», предоставленной в постхристианском обществе врагам Церкви, которая является фактически свободой безнаказанного подстрекательства.
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]