Выход есть


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Евгений 16:22:09 29/01/2001
в ответ на: Семейная проблема, отправлено Александр С. 16:38:32 28/01/2001:

 
 
>Что ж мне делать? Жизнь с таким человеком для меня — ад, для ребёнка — я думаю — тоже. Попытаться подловить на неверности? Я был бы счастлив, но как ? Самому бегать — смешно в моём возрасте. Нанимать частного детектива? Может кто-нибудь знает православное детективное агенство для таких случаев? Как вообще в православной среде принято отлавливать жену на измене — есть ли какие-нибудь мудрые рекомендации в книгах?
 
 
**
 
 
Брак установлен ни для чего иного, как для того, чтобы жену, мужа и детей привести к девственной и целомудренной жизни в Боге. Если муж вместо того, чтобы вести жену к целомудренной жизни, желает, чтобы он соблудила, то такой брак превращается в свою противоположность и, вместо целей спасения, несет прямую угрозу жене, ребенку и, прежде всего, Вам.
 
 
Не следует думать,  что из брака (тем более такого) нет никакого выхода, кроме смерти супруга. Выходом из такого брака может быть стремление к монашеству (вообще к целомудренной жизни в Боге) даже при отсутствии согласия супруга и при наличии детей. Вот что говорится в Правилах св. Василия Великого о желающих принять монашество и состоящих в супружестве:
 
 
«Вопрос 12. Как принимать надобно состоящих в супружестве?
 
Ответ. И тех, которые приступают к подобной жизни, состоя в брачном сожитии, надобно допрашивать: с согласия ли делают сие, по заповеди апостольской? Ибо сказано: своим телом не владеет (1 Кор. 7, 4). И таким образом приходящего принимать при многих свидетелях; потому что всего предпочтительнее послушание Богу."
 
 
Это если есть согласие супруга, а если нет:
 
 
"Если же другая сторона возмущается и спорит, менее заботясь о благоугождении Богу; то да будет приведен на память Апостол, который говорит: в мир призва нас Бог (1 Кор. 7, 15), и потом да исполняется повеление Господа, сказавшего: аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию и прочее, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 26); ибо всего предпочтительнее повиновение Богу. А мы знаем, что во многих намерение жить в чистоте нередко превозмогало вследствие усильной молитвы и неослабного поста; тех же, которые все еще упорствуют, Господь к согласию с здравым суждением приводит часто и телесною необходимостью».
 
(Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 12; пер. МДА).
 
 
Возможно, Вам придется подождать совершеннолетия ребенка, но если ситуация крайняя, Вы можете уйти от жены и сейчас с намерением принять монашество после достижения совершеннолетия ребенка. Разумеется, Вы должны вести жизнь целомудренную, и второй брак для Вас не возможен.
 
 
ПОГОВОРИТЕ об этом с женой. Во всяком случае, пусть не думает, что Вы никуда НЕ ДЕНЕТЕСЬ. Возможно, это ее изменит.
 
Пример такого разговора находим у преп. Иоанна Кассиана. Собеседования, 21, 4.
 
 
«Будущий авва Феона — в то время женатый молодой человек — вместе с другими мирянами пришел в Скит, чтобы пожертвовать десятину от урожая. В ответ авва Иоанн, тогдашний эконом Скита, предложил им духовное поучение», смысл которого заключался в следующем: девство и безбрачие — это «совет», а не «заповедь», но только советы и ведут в меру возраста исполнения Христова, то же, что заповедуется обязательно для всех (даже тогда, когда заповеди Моисеевы повторяет Христос — как в Мф. 19: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»), — это избавляет от наказания за грехи, но это не Евангелие, а закон.
 
 
Вернувшись домой, будущий авва Феона начал убеждать свою супругу, чтобы они «<...> вместе послужили Богу в чистоте и святости, говоря, что обращение к лучшей жизни никак не должно откладывать; потому что суетная надежда на незрелый возраст не избавляет от необходимости нечаянной смерти, которая младенцев, отроков, юношей похищает так же, как и старцев» (там же, 21, 8), — но тщетно.
 
 
Она «<...> говорила, что она в своем цветущем возрасте не может совершенно воздерживаться от супружеского утешения, и потому если оставленная им сделает какой-нибудь порок, — это надобно приписать больше тому, кто расторг узы супружества <...>». (Там же, 21, 9) и прочие довольно разумные вещи.
 
 
Вот что ответил будущий авва Феона своей жене:
 
 
«<...> из-за медлительности ленивых и нерадивых не должно останавливаться подвижным и ревностным, так как правильнее было бы, чтобы беспечные возбуждались впереди текущими, нежели чтобы поспешающие задерживались отстающими. Потому, говорил, он <...> лучше желает спастись даже с потерею одного члена (Мф. 18, 8-9), и как бы убогим войти в царство небесное, нежели с здоровым телом быть осужденным. К сему присоединил еще и это, говоря: если Моисей по жестокосердию дозволил отпускать жен (Мф. 19, 8-9), то почему не допустить этого Христу по желанию чистоты, особенно когда тот же Господь между прочими расположениями, то есть к отцам, матерям, сыновьям, которым не только закон, но и Сам Он повелел оказывать уважение, однакож определил, чтобы за Его имя и по желанию совершенства не просто только пренебрегали, но и возненавидели их (Лк. 14, 26), присоединяет к ним также и имя жен, говоря: всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Итак, Он не дозволяет ничего сравнивать с тем совершенством, которое проповедует, так что отрешает и от той привязанности к отцу и матери, которая составляет первую заповедь в обетовании <...>; заповедует из любви к Нему отвергать эту привязанность. Итак, очевидно, евангельское слово как осуждает разрывающих супружеские узы не за порок прелюбодеяния, так по любви ко Христу и по желанию чистоты отвергшим плотское иго обещает даже сторичную награду. Посему если это возможно, чтобы ты, взявшись наконец за разум, склонилась на вожделенную для меня сторону, то есть чтобы служа Господу, мы вместе избежали мучения геенны, — я не отвергаю супружеской любви, даже еще с большею любезностию объемлю; <...> не отлучаю от себя того, кого Господь сочетал со мною по закону первобытного состояния, если только ты сама такова, какою Творец желал тебе быть». (Собеседования 21, 9).
 
 
Нерасторжимость брака существует постольку, поскольку супруги живут в соответствии с волей Божией, а не под властию плотских страстей!
 
 
В противном же случае, — продолжает авва Феона, —
 
 
«Если же ты хочешь быть мне не на помощь, а на обольщение, больше желаешь оказывать пособие не мне, а врагу, и таинству брака присвояешь ту принадлежность, чтобы ты, лишив себя предлагаемого спасения, отвлекла даже и меня от последования за Спасителем, то я так мужественно возьмусь за изречение, произнесенное устами аввы Иоанна, даже Христа, что никакое плотское пристрастие не может отвлечь меня от духовного блага. Ибо кто, говорит Он, не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 26)». Когда все эти увещания не помогли, «<...> блаженный Феона сказал: если я не могу отвлечь тебя от смерти, и ты не отлучишь меня от Христа, то для меня безопаснее иметь развод с человеком, нежели с Богом».
 
(Там же).
 
«<...> при содействии благодати Божией он тотчас приступил к исполению своего определения, не допустил горячему своему желанию охладеть от некоторой медлительности, — поспешно оставив все мирское имущество, ушел в монастырь. Здесь в короткое время он просиял таким блеском святости и смирения <...>», что был впоследствии избран на должность эконома, которую когда-то занимал авва Иоанн."
 
(Там же).
 
 
 
[Примеры взяты из весьма полезной и вдругих отношениях книги В. М. Лурье «Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте», СП, 2000]
 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]