Re: Вечерняя литургия.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Регент 16:26:45 03/02/2001
в ответ на: Вечерняя литургия., отправлено partizan 13:35:06 03/02/2001
 
Спасибо, Андрей!
 
 
Вы почти дословно воспроизводите мои лекции на курсах. (остаются чисто технологические подробности, каковы певческие традиции сина Великого водоосвящения) И тем самым даете понять, что я, видимо, не так уж субъективен.
 
 
>> Т.е., если я правильно поняла, по уставу Литургия в сочельник служится вечером?
 
>
 
> 1. «В соединении с вечерней» (то есть по сути после нее) не значит «вечером».
 
 
Вот это терминологическое совпадение уставного термина «вечером» (т.е на вечерне) и нашего светского заоконного потемнения небес и вводит иных новоначальных клирошан во искушение.
 
Особенно весело звучит уставная формулировка прокименов после «Свете тихий»: «Прокимены дневные (вечерние)»
 
 
Хотя, смею заметить, «во время оно» эта сочельническая/четыредесятная служебная конструкция (утреня-часы-изобразительны-вечерня) действительно предполагала, что служба длится весь день, и вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого совершается на заходе солнца. Таким образом причащение совершалось вечером.
 
 
 
>>И тогда это уже будет крещенская Литургия?
 
>
 
> Что Вы называете «крещенской Литургией» ту, которая служится в сам праздник, то она совершается на следующий день (6/19 января) (ну или в ночь на праздник) и это уже Литургия Иоанна Златоустого.
 
 
Продолжу разжевывать:
 
 
Вечерня накануне Богоявления, хоть и входит в слостав предпраздничной службы, но по содержанию относится уже к празднику. Поэтому и Литургия Василия Великого, начинаясь с этой вечерни, тоже как бы уже праздничная.
 
 
В самы день праздника служится Лит. И. Зл.
 
(исключение — «Аще праздник в неделю или понедельник». Тогда рокировка.)
 
>
 
>>А навечерьем называется весь день, предшествующий Богоявлению? Так, что ли?
 
>
 
 
Тут простая грамматика: «На...» означает «перед», «по» -  "После"
 
Царские часы читаются в навечерие, т.е. перед вечерней. Однако Лит. Вас. Вел., которой заканчивается эта служба, уже на «навечерие» не тянет.
 
 
>
 
>  После бдения, в ночь с 5 на 6, (а значит в самый праздник) служится литургия Иоанна Златоустого, после которой опять совершается Великое водоосвящение. Патр. Никон отменил было это второе водоосвящение, как необретающееся в древних уставах, но собор 1666-1667 годов его снова восстановил.
 
 
Я не знал этой исторической детали. Большое спасибо.
 
 
>По мнению некоторых литургистов это второе водоосвящение изначально было малым водоосвящением, каковые раньше совершались в начале каждого месяца, но потом ради праздника и, возможно, по причинам, указанным Евгением, стало вторым Великим водоосвящением.
 
 
Насколько я помню, устойчиво совершается 3 малых водосвятия в году:
 
1 авг., Происхождение Честных Древ (уст.)
 
Пяток Светлой седмицы (трад.)
 
Преполовение (трад.)
 
 
Остальные — «аще изволит...» Хучь кажный день.
 
 
Андрей, о таких хороших тредах по уставу я бы мечтал на нашем Форуме.
 
Появляйтесь, буду весьма благодарен:
 
http://www.webboard.ru/wb.php?board=2132&fs=0&ord=0
 
 
Евгений.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]