Отправлено Регент 16:26:45 03/02/2001в ответ на: Вечерняя литургия., отправлено partizan 13:35:06 03/02/2001Спасибо, Андрей! Вы почти дословно воспроизводите мои лекции на курсах. (остаются чисто технологические подробности, каковы певческие традиции сина Великого водоосвящения) И тем самым даете понять, что я, видимо, не так уж субъективен. >> Т.е., если я правильно поняла, по уставу Литургия в сочельник служится вечером? > > 1. «В соединении с вечерней» (то есть по сути после нее) не значит «вечером». Вот это терминологическое совпадение уставного термина «вечером» (т.е на вечерне) и нашего светского заоконного потемнения небес и вводит иных новоначальных клирошан во искушение. Особенно весело звучит уставная формулировка прокименов после «Свете тихий»: «Прокимены дневные (вечерние)» Хотя, смею заметить, «во время оно» эта сочельническая/четыредесятная служебная конструкция (утреня-часы-изобразительны-вечерня) действительно предполагала, что служба длится весь день, и вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого совершается на заходе солнца. Таким образом причащение совершалось вечером. >>И тогда это уже будет крещенская Литургия? > > Что Вы называете «крещенской Литургией» ту, которая служится в сам праздник, то она совершается на следующий день (6/19 января) (ну или в ночь на праздник) и это уже Литургия Иоанна Златоустого. Продолжу разжевывать: Вечерня накануне Богоявления, хоть и входит в слостав предпраздничной службы, но по содержанию относится уже к празднику. Поэтому и Литургия Василия Великого, начинаясь с этой вечерни, тоже как бы уже праздничная. В самы день праздника служится Лит. И. Зл. (исключение «Аще праздник в неделю или понедельник». Тогда рокировка.) > >>А навечерьем называется весь день, предшествующий Богоявлению? Так, что ли? > Тут простая грамматика: «На...» означает «перед», «по» - "После" Царские часы читаются в навечерие, т.е. перед вечерней. Однако Лит. Вас. Вел., которой заканчивается эта служба, уже на «навечерие» не тянет. > > После бдения, в ночь с 5 на 6, (а значит в самый праздник) служится литургия Иоанна Златоустого, после которой опять совершается Великое водоосвящение. Патр. Никон отменил было это второе водоосвящение, как необретающееся в древних уставах, но собор 1666-1667 годов его снова восстановил. Я не знал этой исторической детали. Большое спасибо. >По мнению некоторых литургистов это второе водоосвящение изначально было малым водоосвящением, каковые раньше совершались в начале каждого месяца, но потом ради праздника и, возможно, по причинам, указанным Евгением, стало вторым Великим водоосвящением. Насколько я помню, устойчиво совершается 3 малых водосвятия в году: 1 авг., Происхождение Честных Древ (уст.) Пяток Светлой седмицы (трад.) Преполовение (трад.) Остальные «аще изволит...» Хучь кажный день. Андрей, о таких хороших тредах по уставу я бы мечтал на нашем Форуме. Появляйтесь, буду весьма благодарен: http://www.webboard.ru/wb.php?board=2132&fs=0&ord=0 Евгений.
- Пф-ф... Фома 23:32:32 03.02.2001 (6)
- Четыре разных человека... partizan 10:41:37 05.02.2001 (0)
- ...пафф. Регент 02:19:32 04.02.2001 (4)
- ФФ. Фома 20:31:11 04.02.2001 (3)
- Re: ФФ. Регент 02:26:20 05.02.2001 (2)
- Ответный пакет, или пакетный ответ. Фома 05:50:00 05.02.2001 (1)
- Паки пакетный пакт. Регент 12:57:22 05.02.2001 (0)
- Продолжим. partizan 17:26:41 03.02.2001 (1)
- Re: Продолжим. Регент 03:41:23 04.02.2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]