Продолжим.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено partizan 18:01:44 03/02/2001
в ответ на: Re: Вечерняя литургия., отправлено Регент 16:26:45 03/02/2001
 
> Вот это терминологическое совпадение уставного термина «вечером» (т.е на вечерне) и нашего светского заоконного потемнения небес и вводит иных новоначальных клирошан во искушение.
 
> Особенно весело звучит уставная формулировка прокименов после «Свете тихий»: «Прокимены дневные (вечерние)»
 
 
На Афоне, для решения таких проблем раз в неделю, кажется, переводят часы, так, чтобы заход солнца соответствовал полуночи. И никаках проблем.
 
 
> Хотя, смею заметить, «во время оно» эта сочельническая/четыредесятная служебная конструкция (утреня-часы-изобразительны-вечерня) действительно предполагала, что служба длится весь день, и вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого совершается на заходе солнца. Таким образом причащение совершалось вечером.
 
 
Это верно. И, кстати, неприсоединение 1-го часа к утрени, imho, кроме добавления торжественности (за счет выделения в отдельную службу) дает тот же эффект «длительной службы». И это имеет глубокий литургический смысл. Ярче всего, конечно, он (смысл службы, продолжающейся весь день) проявляется в Великий Пяток, Великую Субботу и Пасху, когда (по сути) надо приходить в храм в Великий Пяток утром, а уходить после Пасхальной Литургии. Причем, длительный перерыв в богослужении перед Пасхальной полунощницей предваряется чтением Деяний апостолов. То есть христианин, как бы спогребся со Христом и с Ним же и воскрес.
 
Так вот устав службы Рождества и Крещения (по сути малая Пасха) очевидно должны походить на Праздник Праздников.
 
По есть : пришел на часы в навечение — ушел утром в Рождество(Крещение).
 
 
> Вечерня накануне Богоявления, хоть и входит в слостав предпраздничной службы, но по содержанию относится уже к празднику. Поэтому и Литургия Василия Великого, начинаясь с этой вечерни, тоже как бы уже праздничная.
 
 
Ну тут я готов поспорить... В навечерие Рождества (если мне память не изменяет) тропарь праздника поется духовенством уже после Литургии. То есть Праздник уже наступил, но еще службы Празднику не было.
 
Во времена давнии меня волновал вопрос:
 
если в один день на одном престоле нельзя служить две литургии, а Литургия ВВ служится после вечерни, то она относится к наступающему дню (например, к 6 января). Но 6 января же на том же престоле служится Литургия ИЗ «в самый Праздник». Как же ж так?
 
Но знающие люди (иг. Товия, в частности) разъяснили, что собственно моментом «перехода суток» является не начало вечерни, а «ныне отпущаеши», которое в нашем случае приходится на повечерие, снимая таким образом проблему «наложения» Литургий. Так что, imho опять же, Лиругия в Повечерие именно предрпаздничная, а не праздничная.
 
Но Вам, наверное, виднее. С радостью выслушаю опровержение, тем паче что вопрос это важный.
 
Одно «НО». Неясен вот какой момент. Если Литургия ВВ в соединении с вечерней переносит нас во времена первых христиан (служба ночью, после вечерни), то как же древние христиане служили? Один раз в праздник? Не литургию Василия Великого, конечно, его тогда еще не было, но литургическая традиция ведь как то должна это объяснять?
 
 
> Насколько я помню, устойчиво совершается 3 малых водосвятия в году:
 
> 1 авг., Происхождение Честных Древ (уст.)
 
> Пяток Светлой седмицы (трад.)
 
> Преполовение (трад.)
 
 
Но не так бысть изначала (по мнению некоторых). Тот же случай, что и с акафистами, как мне кажется... Сугубое imho, конечно.
 
 
> Андрей, о таких хороших тредах по уставу я бы мечтал на нашем Форуме.
 
> Появляйтесь, буду весьма благодарен:
 
> http://www.webboard.ru/wb.php?board=2132&fs=0&ord=0
 
 
Мне надо пока потренироваться:)
 
 
С уважением,
 
Андрей


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]