Пф-ф...


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 00:07:21 04/02/2001
в ответ на: Re: Вечерняя литургия., отправлено Регент 16:26:45 03/02/2001
 
> Вы почти дословно воспроизводите мои лекции на курсах. (остаются чисто технологические подробности, каковы певческие традиции сина Великого водоосвящения) И тем самым даете понять, что я, видимо, не так уж субъективен.
 
 
Бедные Ваши слушатели :-)
 
Думаю, что все вопросы снялись бы, заглянь Вы в богослужебные книги. Тогда для творческого полета, правда, осталось меньше пространства, однако для выяснения истины принесло бы более ощутимую пользу.
 
>
 
>>> Т.е., если я правильно поняла, по уставу Литургия в сочельник служится вечером?
 
>>
 
По уставу крещенская вечерня начинается «в 5 часу дня», то бишь за час до полудня. См. последование вечерни в минее.
 
 
> Хотя, смею заметить, «во время оно» эта сочельническая/четыредесятная служебная конструкция (утреня-часы-изобразительны-вечерня) действительно предполагала, что служба длится весь день, и вечерня, переходящая в Литургию Василия Великого совершается на заходе солнца. Таким образом причащение совершалось вечером.
 
>
 
Неуместное замечание. По уставу, по окончании изобразительных бывает расход до вечерни. См. в конце последования часов в навечерие.
 
>
 
> Вечерня накануне Богоявления, хоть и входит в слостав предпраздничной службы, но по содержанию относится уже к празднику. Поэтому и Литургия Василия Великого, начинаясь с этой вечерни, тоже как бы уже праздничная.
 
 
Позвольте не согласиться. Вечерня не входит в состав предпраздничной службы, а является первой службой праздника. Служение литургии в соединении с вечерней связано ни с чем иным, как с постом этого дня. Заметьте, что в случае с субботой и неделей все по-иному: служится литургия Златоуста в обычное время. А почему? Понеже поста не бывает. А поскольку одним из принципов поста является время трапезы, то и до вечерни оная не предполагается.
 
>
 
> В самы день праздника служится Лит. И. Зл.
 
> (исключение — «Аще праздник в неделю или понедельник». Тогда рокировка.)
 
>>
 
Терь понятно, с чем эта рокировка связана.
 
 
>>>А навечерьем называется весь день, предшествующий Богоявлению? Так, что ли?
 
>>
 
>
 
> Тут простая грамматика: «На...» означает «перед», «по» -  "После"
 
 
Не буду спорить, тут есть знатоки грамматики, пусть они прокомментируют. Но мне кажется, что «на» это «на», а «перед» это «прежде».
 
 
И по поводу перехода на следующий день — он означается, как помнится, не «Ныне отпущаеши», а «Сподоби Господи». Помните, в прощеное воскресение (да и в последующие) все постное начинается с просительной ектении на вечерне? Так и здесь. Вечерня переходит в литургию по паремиям (на обычных вечернях дальше идет «сподоби» или сугубая ектения), а повечерие переходит в бдение по славословии, в состав которого входит и «сподоби Господи».
 
 
Так что если в богослужебные книги заглядывать не только на службе, то можно некоторые недоуменя рубить на корню. Ожидалось, что это произойдет раньше, ведь эти вопросы уже обсуждались...


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]