Re: ФФ.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Регент 03:02:03 05/02/2001
в ответ на: ФФ., отправлено Фома 01:58:04 05/02/2001
 
Добрый что-нить, дорогой сэр Томас!
 
>
 
>> Вы же не будете отрицать, что в нашей традиции служба от утрени до вечерни, переходящей в Литургию — это монолит?
 
>>
 
> Может, это Вам не понравится, но — буду. Если еще и есть такие места, где совершается все подряд от часов, то уж от утрени — ни разу не встречал. Помнится, обычно утреня служится с вечерней накануне (и для любителей логики здесь есть пища — отслужили святым все накануне, а навечерие все посвящену предпразднству). А уж такие места, где между часами и вечерней есть хоть небольшой, но перерыв, я уже встречал. И, думаю, это нормально — так же, как и возврат к погружательному крещению, частому причащению....
 
 
Вы удивитесь, наверно, но мне это как раз понравится.
 
Во всяком случае, я прекрасно помню те годы, когда во время Святой Четыредесятницы я дважды в неделю начинал службу с утрени в 6.30 и заканчивал Литургией Преждеосвященных Даров в 13.30.
 
Мне бы тогда Ваш перерыв на передохнуть между утреней-то и часами!
 
 
Эх, дорогой Фома! Если Вы познакомитесь с вашим «земляком» из Панамы, о. Товией, то он Вам, надеюсь вспомнит те службы Великой Субботы, что начинались в Даниловском монастыре с утрени (17 кафисма на 3 Славы с тропарями) и заканчивалась в 7 утра Литургией Василия Великаго. Это ли не монолит?
 
 
А первые 3 дня Страстной, когда вычитывается Тетраевангелие на часах?
 
Конечно, традиция «разгружать» эту вычитку заранее, даже с середины Поста, довольно распространенная, но все равно — перерыв в таких службах мне в практике, поверьте, ни разу не встречался.
 
 
Кстати, я знаю многие храмы, в которых в пост службы делят так:
 
вечером — вел. повечерие, утреня и 1-й час. Утром — 3,6,9, Изобр., Вечерня и Лит. Преждеосв. Даров.
 
Как по Вашему, это более сбалансировано?
 
 
>>> мне кажется, что «на» это «на», а «перед» это «прежде».
 
>>
 
>> «На седьмой песне кондак...»
 
>> (и множество других примеров)
 
>>
 
> Тогда объясните, как нужно петь стихиры на Господи воззвах и на хвалитех, где на отпусте поминать святых дня.....
 
 
Пожалуй, я как-то не подумал...
 
А Царские Часы в «НА»вечерии (т.е. перед вечерней)?
 
 
>> Вы лучше вот что прокомментируйте:
 
>> Аще Рождество в неделю, как, например, в этом году, вечерня сочельника в Литургию не переходит. Однако вечерня перед отпустом содержит «Сподоби...» Выходит, что «Сподоби» повторяется в Вел. повечерии 2-й раз?
 
>
 
> Если бы наши предки не заменили повечерия вечерними молитвами, то и сегодня бы мы испрашивали сподобления о безгрешном сохранении трижды в день — на вечерне (в вечер сей), на повечерии (в нощь сию) и на утрене (в день сей). Каждый раз просим о разном времени суток.
 
 
Э, Вы прекрасно понимаете мой вопрос.
 
Помнится, Вы написали о том, что «Сподоби» входит в состав Великого повечерия. Я, кстати, при этом студентам тем самым показываю, что ни один элемент из чина вечерни не теряется, когда она «разбегается» по разным службам (обрываясь при переходе в Лит. и возобновляясь с литии).
 
Однако в моем примере «Сподоби» звучит дважды — и в вечерне, НЕ переходящей в Лит. В. В., и в составе Славословия в Вел. Повечерии.
 
 
>> Согласитесь, уважаемый и нравоучительный Фома, что чем более тщательно влезаешь в устав, тем больше он ставит вопросов, гораздо больше, чем решает.
 
>
 
> Согласитесь, дорогой Евгений, что нравоучительного-то в моих изысках нет. Если же что и проскальзывает похожее на это, то это не иначе как результат чрезмерного пивоупотребления (тропики-с) и заслуживает более снисхождения нежели укора :-)
 
 
Простите. Мне искренне стыдно.
 
 
>> И кстати: Не согласитесь ли обсудить «переверстку» эпизода причащения в служебниках разного времени издания?
 
>> Если согласны, то изложу вопрос подробнее.
 
>>
 
> Увы, боюсь — не потяну. Однако если где-то будет таковое проходить, дайте знать, пользы ради.
 
 
И все-таки:
 
 
Заметил я эту несуразность, когда обнаружил, что в Лит. Преждеосвященных Даров во время причастия поются две короткие строчки:
 
«Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих»  - перед причастием, и «Хлеб Небесный» — после, на возглас  "спаси Господи люди Твоя..."
 
 
Так вот этого не могло быть. Во-первых такую последовательность возгласов и ответов на причастии излагают только современные служебники (начиная с Джорданвилльского прототипа60-х годов).
 
Во-вторых, все служебники прошлого века трактуют оба ответа как единую, монолитную фразу, через запятую. Все музыкальные публикации этого эпизода — тоже. И монастырские обиходы, и авторские сочинения.
 
 
Как, когда между «Благословлю...» и «Хлеб Небесный» вклинилось причащение — не вем.
 
 
С уважением, Евгений.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]