Ответный пакет, или пакетный ответ.


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Фома 10:45:34 05/02/2001
в ответ на: Re: ФФ., отправлено Регент 03:02:03 05/02/2001
 
Чтобы не прыгать по веткам, сложу все в кучу.
 
 
> Литургия Василия Великого — еще не праздничная, но уже — ПОСЛЕ праздничных стихир на Господи воззвах.
 
>
 
Безумству храбрых поем мы славу.
 
Да нет никакой такой литургии — ни праздничной, ни пост-стихирной. Есть одна литургия — для поминовения верных и освящения причащающихся. И служится она в этот день не по чему иному, как чтобы не лишить постящихся духовного Дара. Ведь это очень просто.
 
 
>> Во времена давнии меня волновал вопрос:
 
>> если в один день на одном престоле нельзя служить две литургии, а Литургия ВВ служится после вечерни, то она относится к наступающему дню (например, к 6 января). Но 6 января же на том же престоле служится Литургия ИЗ «в самый Праздник». Как же ж так?
 
>
 
> Это лучше к Фоме. Он у нас все знает, а я уж и не рискую...
 
 
Ну вот, наконец здравые словеса. Эх, тяжко нам, непризнанным гениям.
 
Только этот вопрос настолько прост, что можете ответить на него сами. Я не против.
 
>
 
>> моментом «перехода суток» является не начало вечерни, а «ныне отпущаеши»
 
 
> Вон оно что! А я-то думаю, с какой это стороны на меня Фома наехал по поводу «Ныне отпущаеши»?
 
 
Поскольку иного не ожидается,принимаю это как извинение в незаслуженном обвинении. Не сахар, конечно, но все же...
 
 
> Не, вечерню «переламывает» прокимен (а не «Сподоби»). Именно поэтому только в вечерне существует Великий прокимен пятикратного возглашения.
 
 
Во-первых, неясно, какую же именно роль играет великий прокимен в ломке вечерни, а во-вторых, изволите ли объяснить, куда отнести паремии  - к вечерне или литургии, или они в Вашей схеме как тот неарддельтанец — уже не обезьяна, но еще не человек?..
 
 
> Особенно ярко это проявляется в воскресной вечерне в Великий пост, когда после непостового служения в неделю мы возвращаемся в структуру и содержание постовое.
 
 
И как же это особенно ярко? Диакон (или канонарх) выходит в постовых одеждах? или чтец «Сподоби Господи» читает в постовом стихаре? Я, напр., наблюдал первые постовые одежды только по «Сподоби», на просительной ектении.
 
 
>> Одно «НО». Неясен вот какой момент. Если Литургия ВВ в соединении с вечерней переносит нас во времена первых христиан (служба ночью, после вечерни), то как же древние христиане служили? Один раз в праздник? Не литургию Василия Великого, конечно, его тогда еще не было, но литургическая традиция ведь как то должна это объяснять?
 
>
 
> Тоже к Фоме. Не дерзаю...
 
>
 
Тоже правильно — ибо безопасней :-) А Фома, как водится, предложит служить не ночью, а по Типикону. А согласование «двух литургий в одни сутки» подождем от Евгения — благо, это даже не упражнение, а так...
 
 
 
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
 
 
Сюда присовокуплю ответ на другой пост, дабы не распыляться.
 
 
> те службы Великой Субботы, что начинались в Даниловском монастыре с утрени (17 кафисма на 3 Славы с тропарями) и заканчивалась в 7 утра Литургией Василия Великаго. Это ли не монолит?
 
>
 
Этот «монолит» — не более чем удобство для многих: для братии — отдохнуть перед пасхальной службой, для прихожан — завершить кухонные приготовления к разговлению. Может быть, это позволительно в наши времена, когда возвращение к церковным ритмам не так облегчительно; но с точки зрения того единства периода пребывания в Церкви в эти святые дни, когда христианин как бы выпадал из обычного течения времени (в соседних постингах об это м идет речь) — это пока младенчество. Бог даст, подрастем.
 
 
> Кстати, я знаю многие храмы, в которых в пост службы делят так:
 
> вечером — вел. повечерие, утреня и 1-й час. Утром — 3,6,9, Изобр., Вечерня и Лит. Преждеосв. Даров.
 
> Как по Вашему, это более сбалансировано?
 
 
Если по мне, то нет, и Вы понимаете почему. Если по обстоятельствам сегодняшнего дня, то это терпимо, с тем, чтобы постепенно все становилось на свои места.
 
 
> А Царские Часы в «НА»вечерии (т.е. перед вечерней)?
 
 
Может, попросим знатоков русского языка прокомментировать? Они то рядом.
 
>
 
> Помнится, Вы написали о том, что «Сподоби» входит в состав Великого повечерия.
 
 
Вряд ли. О том, что в состав вседневного славословия — да.
 
 
> Однако в моем примере «Сподоби» звучит дважды — и в вечерне, НЕ переходящей в Лит. В. В., и в составе Славословия в Вел. Повечерии.
 
>
 
Что ж, все на месте. Скорее, это в праздничной службе «недостаток» одного «сподоби», но праздничные службы вообще терпят многие недостатки.
 
 
>>> Согласитесь, уважаемый и нравоучительный Фома...
 
 
> Простите. Мне искренне стыдно.
 
 
Заметано :-)
 
 
> Заметил я эту несуразность, когда обнаружил, что в Лит. Преждеосвященных Даров во время причастия поются две короткие строчки:
 
> «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих»  - перед причастием, и «Хлеб Небесный» — после, на возглас  "спаси Господи люди Твоя..."
 
>
 
> Так вот этого не могло быть. Во-первых такую последовательность возгласов и ответов на причастии излагают только современные служебники (начиная с Джорданвилльского прототипа60-х годов).
 
> Во-вторых, все служебники прошлого века трактуют оба ответа как единую, монолитную фразу, через запятую. Все музыкальные публикации этого эпизода — тоже. И монастырские обиходы, и авторские сочинения.
 
>
 
> Как, когда между «Благословлю...» и «Хлеб Небесный» вклинилось причащение — не вем.
 
 
Не готов поддержать Вас в этом вопросе. Согласен насчет муз. публикаций; не внушает доверия Ваше «так вот этого не могло быть». Но все же — вынужден промолчать: и у гениев есть запас прочности ;-)


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]