Отправлено Фома 10:45:34 05/02/2001в ответ на: Re: ФФ., отправлено Регент 03:02:03 05/02/2001Чтобы не прыгать по веткам, сложу все в кучу. > Литургия Василия Великого еще не праздничная, но уже ПОСЛЕ праздничных стихир на Господи воззвах. > Безумству храбрых поем мы славу. Да нет никакой такой литургии ни праздничной, ни пост-стихирной. Есть одна литургия для поминовения верных и освящения причащающихся. И служится она в этот день не по чему иному, как чтобы не лишить постящихся духовного Дара. Ведь это очень просто. >> Во времена давнии меня волновал вопрос: >> если в один день на одном престоле нельзя служить две литургии, а Литургия ВВ служится после вечерни, то она относится к наступающему дню (например, к 6 января). Но 6 января же на том же престоле служится Литургия ИЗ «в самый Праздник». Как же ж так? > > Это лучше к Фоме. Он у нас все знает, а я уж и не рискую... Ну вот, наконец здравые словеса. Эх, тяжко нам, непризнанным гениям. Только этот вопрос настолько прост, что можете ответить на него сами. Я не против. > >> моментом «перехода суток» является не начало вечерни, а «ныне отпущаеши» > Вон оно что! А я-то думаю, с какой это стороны на меня Фома наехал по поводу «Ныне отпущаеши»? Поскольку иного не ожидается,принимаю это как извинение в незаслуженном обвинении. Не сахар, конечно, но все же... > Не, вечерню «переламывает» прокимен (а не «Сподоби»). Именно поэтому только в вечерне существует Великий прокимен пятикратного возглашения. Во-первых, неясно, какую же именно роль играет великий прокимен в ломке вечерни, а во-вторых, изволите ли объяснить, куда отнести паремии - к вечерне или литургии, или они в Вашей схеме как тот неарддельтанец уже не обезьяна, но еще не человек?.. > Особенно ярко это проявляется в воскресной вечерне в Великий пост, когда после непостового служения в неделю мы возвращаемся в структуру и содержание постовое. И как же это особенно ярко? Диакон (или канонарх) выходит в постовых одеждах? или чтец «Сподоби Господи» читает в постовом стихаре? Я, напр., наблюдал первые постовые одежды только по «Сподоби», на просительной ектении. >> Одно «НО». Неясен вот какой момент. Если Литургия ВВ в соединении с вечерней переносит нас во времена первых христиан (служба ночью, после вечерни), то как же древние христиане служили? Один раз в праздник? Не литургию Василия Великого, конечно, его тогда еще не было, но литургическая традиция ведь как то должна это объяснять? > > Тоже к Фоме. Не дерзаю... > Тоже правильно ибо безопасней :-) А Фома, как водится, предложит служить не ночью, а по Типикону. А согласование «двух литургий в одни сутки» подождем от Евгения благо, это даже не упражнение, а так... +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Сюда присовокуплю ответ на другой пост, дабы не распыляться. > те службы Великой Субботы, что начинались в Даниловском монастыре с утрени (17 кафисма на 3 Славы с тропарями) и заканчивалась в 7 утра Литургией Василия Великаго. Это ли не монолит? > Этот «монолит» не более чем удобство для многих: для братии отдохнуть перед пасхальной службой, для прихожан завершить кухонные приготовления к разговлению. Может быть, это позволительно в наши времена, когда возвращение к церковным ритмам не так облегчительно; но с точки зрения того единства периода пребывания в Церкви в эти святые дни, когда христианин как бы выпадал из обычного течения времени (в соседних постингах об это м идет речь) это пока младенчество. Бог даст, подрастем. > Кстати, я знаю многие храмы, в которых в пост службы делят так: > вечером вел. повечерие, утреня и 1-й час. Утром 3,6,9, Изобр., Вечерня и Лит. Преждеосв. Даров. > Как по Вашему, это более сбалансировано? Если по мне, то нет, и Вы понимаете почему. Если по обстоятельствам сегодняшнего дня, то это терпимо, с тем, чтобы постепенно все становилось на свои места. > А Царские Часы в «НА»вечерии (т.е. перед вечерней)? Может, попросим знатоков русского языка прокомментировать? Они то рядом. > > Помнится, Вы написали о том, что «Сподоби» входит в состав Великого повечерия. Вряд ли. О том, что в состав вседневного славословия да. > Однако в моем примере «Сподоби» звучит дважды и в вечерне, НЕ переходящей в Лит. В. В., и в составе Славословия в Вел. Повечерии. > Что ж, все на месте. Скорее, это в праздничной службе «недостаток» одного «сподоби», но праздничные службы вообще терпят многие недостатки. >>> Согласитесь, уважаемый и нравоучительный Фома... > Простите. Мне искренне стыдно. Заметано :-) > Заметил я эту несуразность, когда обнаружил, что в Лит. Преждеосвященных Даров во время причастия поются две короткие строчки: > «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих» - перед причастием, и «Хлеб Небесный» после, на возглас "спаси Господи люди Твоя..." > > Так вот этого не могло быть. Во-первых такую последовательность возгласов и ответов на причастии излагают только современные служебники (начиная с Джорданвилльского прототипа60-х годов). > Во-вторых, все служебники прошлого века трактуют оба ответа как единую, монолитную фразу, через запятую. Все музыкальные публикации этого эпизода тоже. И монастырские обиходы, и авторские сочинения. > > Как, когда между «Благословлю...» и «Хлеб Небесный» вклинилось причащение не вем. Не готов поддержать Вас в этом вопросе. Согласен насчет муз. публикаций; не внушает доверия Ваше «так вот этого не могло быть». Но все же вынужден промолчать: и у гениев есть запас прочности ;-)
- Паки пакетный пакт. Регент 12:57:22 05.02.2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]