будет


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 08:23:36 13/02/2001
в ответ на: Re: возражения вообще не было, отправлено Александр Иванов 07:06:28 13/02/2001
 
>> Тертуллиан плохо кончил — вне Церкви.
 
>
 
> Алексей, напомните, разве Тертуллиан был анафематствован при жизни?
 
 
Во второй половине жизни Тертуллиан стал монтанистом, а монтанисты были анафематствованы одними из первых. Церковь не считает Тертуллиана ни святым, ни Отцом, хотя  в первый, православный период своего творчества он хорошо писал.
 
 
> В данном случае Тертуллиан излагает вполне православное учение, в древней Церкви действительно существовала практика крещения в сознательном возрасте (христоматийный пример  время крещения свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, равноапостольного Константина), и не только в древней Церкви, об этом пишет, например, прп. Симеон Новый Богослов. Он пишет о том, что дар, полученный бессознательно, во младенческом возрасте, будет менее цениться, может быть поруган. Существовало забытое ныне понятие «христианин до крещения». И тогда не боялись «умереть в беззакониях», но боялись испачкать одежду крещения недостойным принятием Таинства. Ссылка на «недоразвитость» учения Церкви мне кажется неверной. В Церкви есть разные практики, у различных св. отцов находим разные указания относительно подходящего времени для крещения. Не надо, защищая одну практику, хулить другую. Выбор времени крещения происходит по вере родителей.
 
 
По правде сказать я сильно сомневаюсь что за последние полтора тысячелетия можно найти церковных авторов, ставивших под сомнение пользу детского крещения. Не все написанное преп. Симеоном бесспорно. В общем, я бы сказал что позицию о бОльшей пользе взрослого крещения (в сравнении с крещением в детстве) имеют тенденцию защищать более «харизматические» и моралистически настроенные авторы. Дескать, как здорово, сознательно принять Крещение. Здорово. А помереть неожиданно, так Крещения и не дождавшись — здорово? Да, была такая практика, местами, креститься в зрелом возрасте и потом «тянуть», чуть не на смертном одре креститься (как св. Константин Великий). Я этй практику не понимаю, богословских обоснований не вижу — и судя по церковной практике, это распространенная ситуация. Когда дети вырастают в христианской семье, с детства причащаются, с раннего возраста — учатся исповедываться, понятию греха и добродетели, освящаются Таинствами, посещают церковные службы не как сторонние зрители — какие такие приемущества можно представить с другой стороны?
 
 
Говоря о «неразвитости», я имею ввиду неразвитость прежде всего таинства покаяния. Тогда за каждый грех, совершеннй после крещения существовало публичное покаяние с отлученим иногда на многие года а тайная исповедь еще не заменила собой «каноническое» покаяние.
 
Я не то чтобы «хулю» другую практику, я не могу найти для себя богословского основания иметь ее как альтернативу.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]