Re (2): А почему именно на Сретение свечи освящают?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Wanderer 02:54:57 16/02/2001
в ответ на: Re: А почему именно на Сретение свечи освящают?, отправлено Алексей Чумаков 09:14:19 15/02/2001
 
> Это западно-русский обычай, по мнению проф. Булгакова, заимствованный через униатов от католиков. У них в этот день праздник «очищения девы Марии» (у нас тоже этот праздник имеет признаки Богородичного в большей степени, чем Господского) и освящаются свечи. У Булгакова упоминаются и некоторые местные своеобразные обычаи, связанные с этими свечами.
 
 
В любом б. или м. полном русском православном требнике имеется «Чин благословения свещ на Сретение Господне». Что, однако, меня больше всего удивило, так это то, что он совершенно тождественен тому же чину латинского обряда в Тридентском Миссале: молитвы – один к одному, и еще некоторые детали (см. ниже).
 
Я всегда полагал, что обычай освящать свечи на Сретение в Русской Православной Церкви заимствован с Запада, потому что я никогда не слышал, чтобы этот чин совершался в Москве и в других регионах России, а на Украине он служится во многих местах и вроде бы в Белорусской части Полесья тоже. В Полесье эти свечи называют «громницами» (то же название и в Польше), их зажигают во время грозы и в других опасностях (намек на это содержится и в одной из молитв освящения). Примечательно, что это же название я встречал в одной вполне великорусской православной книге применительно к свечам, с которыми стоят на 12 Евангелиях: что их принято приносить домой, а потом зажигать во время грозы.
 
Западный обычай, как считается, римского происхождения, сравнительно поздно распространившийся по всему Западу; см.: http://www.newadvent.org/cathen/03245b.htm
 
 
Если этот чин действительно пришел с Запада, то уместно было бы предположить, что он мог войти в Православную Церковь через требник Петра Могилы, однако там он не обнаруживается. В средневековых греческих евхологиях такого чина нет. Нет его и в имеющемся у меня сербском требнике, хотя он представляется мне довольно сокращенным. С другой стороны, есть основания подозревать, что тридентский чин может быть всё-таки греческого происхождения. Дело в том, что там поется Дамаскинова стихира «Украси жилище Твое, Сионе», которая есть и в требнике: притом традиционно она пелась по-гречески и греческим распевом, что вообще для позднесредневекового латинского богослужения явление почти исключительное.
 
Я звонил Ю.И.Рубану (автору известной монографии «Сретение Господне») и спрашивал его, но он сказал, что в проблемы происхождения этого чина никогда не вникал. Надеюсь, что скоро у меня появится возможность посмотреть кое-какую литературу, которая может прояснить мои вопросы.
 
 
* * *
 
О значении этого обряда на Западе:
 
Традиционно свечи освящаютя вне храма или в притворе, а затем верующие с зажженными свечами входят в храм, изображая т.о. внесение Христа во Храм Иерусалимский Симеоном Богоприимцем.
 
В древности на Западе у этого праздника было несколько названий. В позднее средневековье закрепилось «Очищение Пресвятой Девы Марии», но после В2 вернулось одно из древних названий: «Praesentatio Domini» — букв. «Представление Господа» ("Praesentatio" то же слово, которое по-лат. используется в названии праздника «Введение во храм Пресвятой Богосродицы). Русские католики пользуются привычным русским названием »Сретение Господне".
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]