Вопрос о крещении мусульман-вопрос об анафемах


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено а-68 15:48:14 27/02/2001:

 
Тут написали что-то очень странное...
 
Вопрос: сохранилось ли это в современном представлении, как крестить мусульманина? ( видела и подобный чин отностительно иудеев). Может ли мирянин произносить анафемы? Или это анафемы, которые произносятся всей Церковью, скажем, на Торжество Православия или что-то в этом роде?
 
 
Это вроде как было на кураевском сайте (ссылки у меня нет, так что прошу прощения)
 
 
Заранее спасибо за ответ.
 
Анна-68
 
 
Знаете ли вы что-нибудь о чинопоследовании принятия мусульманина, обращенного в
 
христианство? Процитирую Протопресвитера Иоанна Мейендорфа. "Один такой очень
 
древний чин содержит ряд из двадцати двух анафем против мусульманских верований.
 
От обращенного требуется анафематствование Мухаммеда, всех родственников пророка
 
(каждого по имени) и всех халифов включая Йезида (680-683).
 
[...] Другие анафемы направлены против Корана; против мусульманского
 
представления о рае, где будут иметь место все виды греха, "так как Бог не может
 
быть постыжаем"; против многоженства; против учения о предопределении, которое
 
ведет к той мысли, что Сам Бог есть источник зла; против мусульманской
 
интерпретации евангельских рассказов и коранической трактовки Ветхого Завета.
 
Анафемы повторяют многие из аргументов, используемых полемистами: упоминаются
 
арабское поклонение Афродите, называемой Habar, и теория о том, что человек
 
произешел из пиявки, — и от новообращенного в христианство требуется формально
 
отвергнуть их. Автор этого чина явно больше знал об исламе, чем преп. Иоанн
 
Дамаскин. Возможно, он использовал трактат Никиты, а также другие современные
 
ему источники. И поэтому кажется обоснованным датировать чинопоследование IХ
 
веком, — тем временем, когда были составлены подобные же обряды для принятия
 
иудеев и павликиан. Во всяком случае, этот самый чин был все еще в употреблении
 
в ХII в., потому что Никита Хониат дает подробное изложение одного конфликта,
 
противопоставившего императора Мануила I и Патриарший синод, в котором главную
 
роль играл митрополит Фессалоникийский Евстафий. В 1178 г. Мануил издал два
 
указа, предписывавшие удалить последнюю анафему из чинопоследования, начиная с
 
экземпляра, бывшего в употреблении в Великой церкви св. Софии. Анафема,
 
цитировавшая 112 суру, звучит так: ⌠Я анафематствую Бога Мухаммеда, о котором он
 
говорит: ⌠Он — Бог единый, Бог вечный [в греческом тексте стоит ▒olosfinos — из
 
▒кованого металла▓]; не родил и не был рожден, и нет Ему подобного ни одного■!■
 
Причиной этой меры была боязнь императора шокировать новообращенных принуждением
 
их анафематствовать не только верования Мухаммеда, но и ⌠Бога Мухаммеда■, ибо
 
это подразумевало, что христиане и мусульмане в действительности не верят в
 
одного и того же Бога. Императорская мера встретила сильное противодействие со
 
стороны патриарха и синода. Евстафий Фессалоникийский, который в этом вопросе
 
выступил как говорящий от лица Церкви, заявлял, что Бог, о Котором веруют, что
 
Он из ⌠кованого металла■, является не истинным Богом, а вещественным идолом,
 
который и должен быть анафематствован как таковой. После некоторого спора между
 
дворцом и патриархатом был найден компромисс. Император отменил первоначальный
 
указ; двадцать вторая анафема была сохранена в чине, но теперь она звучала
 
просто: ⌠Анафема Мухаммеду, всему его учению и всему его наследству■. Этот текст
 
сохранился в поздних изданиях богослужебных книг".
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]