Отправлено а-68 15:48:14 27/02/2001:Тут написали что-то очень странное... Вопрос: сохранилось ли это в современном представлении, как крестить мусульманина? ( видела и подобный чин отностительно иудеев). Может ли мирянин произносить анафемы? Или это анафемы, которые произносятся всей Церковью, скажем, на Торжество Православия или что-то в этом роде? Это вроде как было на кураевском сайте (ссылки у меня нет, так что прошу прощения) Заранее спасибо за ответ. Анна-68 Знаете ли вы что-нибудь о чинопоследовании принятия мусульманина, обращенного в христианство? Процитирую Протопресвитера Иоанна Мейендорфа. "Один такой очень древний чин содержит ряд из двадцати двух анафем против мусульманских верований. От обращенного требуется анафематствование Мухаммеда, всех родственников пророка (каждого по имени) и всех халифов включая Йезида (680-683). [...] Другие анафемы направлены против Корана; против мусульманского представления о рае, где будут иметь место все виды греха, "так как Бог не может быть постыжаем"; против многоженства; против учения о предопределении, которое ведет к той мысли, что Сам Бог есть источник зла; против мусульманской интерпретации евангельских рассказов и коранической трактовки Ветхого Завета. Анафемы повторяют многие из аргументов, используемых полемистами: упоминаются арабское поклонение Афродите, называемой Habar, и теория о том, что человек произешел из пиявки, и от новообращенного в христианство требуется формально отвергнуть их. Автор этого чина явно больше знал об исламе, чем преп. Иоанн Дамаскин. Возможно, он использовал трактат Никиты, а также другие современные ему источники. И поэтому кажется обоснованным датировать чинопоследование IХ веком, тем временем, когда были составлены подобные же обряды для принятия иудеев и павликиан. Во всяком случае, этот самый чин был все еще в употреблении в ХII в., потому что Никита Хониат дает подробное изложение одного конфликта, противопоставившего императора Мануила I и Патриарший синод, в котором главную роль играл митрополит Фессалоникийский Евстафий. В 1178 г. Мануил издал два указа, предписывавшие удалить последнюю анафему из чинопоследования, начиная с экземпляра, бывшего в употреблении в Великой церкви св. Софии. Анафема, цитировавшая 112 суру, звучит так: ⌠Я анафематствую Бога Мухаммеда, о котором он говорит: ⌠Он Бог единый, Бог вечный [в греческом тексте стоит ▒olosfinos из ▒кованого металла▓]; не родил и не был рожден, и нет Ему подобного ни одного■!■ Причиной этой меры была боязнь императора шокировать новообращенных принуждением их анафематствовать не только верования Мухаммеда, но и ⌠Бога Мухаммеда■, ибо это подразумевало, что христиане и мусульмане в действительности не верят в одного и того же Бога. Императорская мера встретила сильное противодействие со стороны патриарха и синода. Евстафий Фессалоникийский, который в этом вопросе выступил как говорящий от лица Церкви, заявлял, что Бог, о Котором веруют, что Он из ⌠кованого металла■, является не истинным Богом, а вещественным идолом, который и должен быть анафематствован как таковой. После некоторого спора между дворцом и патриархатом был найден компромисс. Император отменил первоначальный указ; двадцать вторая анафема была сохранена в чине, но теперь она звучала просто: ⌠Анафема Мухаммеду, всему его учению и всему его наследству■. Этот текст сохранился в поздних изданиях богослужебных книг".
- Re: Вопрос о крещении мусульман-вопрос об анафемах Фома 06:16:50 03.03.2001 (1)
- вопрос об анафемах а-68 03:16:13 05.03.2001 (0)
[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]