Re: Может, о.Г.Флоровский поможет?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Вета 20:28:53 07/03/2001
в ответ на: Бог и пустота, отправлено Siver Wolf 14:49:52 07/03/2001:

 
> Насколько я помню, в начале был Бог и пустота.
 
 
   Я далеко, о-очень далеко не богослов. Ваш вопрос заинтересовал меня. Стала я искать, где же говорится, что былИ Бог и пустота? Почему пустота?
 
   Помните, конечно, как начинается Книга Бытия:
 
   «1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
 
   Так ведь не пустота сама по себе была? А уже сотворенная Богом земля была пуста? Так?
 
   А до сотворения мира была ли пустота? Говорится ли об этом? — В Евангелии от Иоанна читаем:
 
   «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.  2 Оно было в начале у Бога.  3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
 
   И опять ни слова о том, что что бы то ни было существовало в то время, когда Бог еще не сотворил землю. Так? О пустоте — речи нет.
 
 
> Меня интересует-если Бог был в пустоте, то почему он не занял ее (так как при отсутствии внешних ограничивающих сил, предмет заполняет все это пространство)и не исчезла пустота?
 
 
   Ошибка наша — рационально мыслящих людей, — что мы к объяснению Непознаваемого прикладываем физические законы (либо других наук), — которые, кстати сказать, — всё еще не совершенны, не всеохватны, что доказывается постоянным движением каждой науки, где один закон сменяет другой, предварительно его опровергнув.
 
 
> Вопрос может показаться бредом, но все же, если можно, дайте ответ.
 
 
   Герой романа Ивана Шмелева «Пути Небесные» Виктор Алексеевич (инженер и астроном)почти на Вашем вопросе голову сломал (только не пространство и пустота — а «первосила» его волновала), получил нервный шок, — и именно с этого начался его путь к вере:
 
 
   «Он схватился за астрономию, за астрономическую механику, и ему открывалась величественная картина »движений в небе". Он читал дни и ночи, выписывал книги из Германии, и на стенах его кабинета появились огромные синие поллотна, на которых крутились белые линии, орбиты, эллипсы... — таинственные пути сил и движений в небе.
 
   ... И вот, — рассказывал он, — что-то мне стало проясняться. Я видел силы, направляющие движение тел небесных, разлагал их и складывал, находил точки, откуда они исходят, прокладывал на чертежах силы главнейшего порядка... и видел ясно, что эти новые силы предполагают наличие новых сил. Но и этот новый порядок сил... одним словом, открывались новые силы, еще, еще... и эти новые, назовем их «еще-силы», необходимо было сложить и свести к единой. Хорошо-с. Но тогда к чему ее свести, эту единую? .. И откуда она, этот абсолют, этот исток-сила? Этот исток-сила необъясним никакими гипотезами натурального порядка. ... Становилдось мне всё ясней, что тут наше мышление, наши законы-силы оказываются — перед небом! — куцыми". (И так далее).
 
   Конечно, у Шмелева речь идет вообще о процессе, начале творения, а Вы задаетесь вопросом о «до-творческом». Нам думается: если не было ничего — значит, была пустота. А если не было ничего, и не было пустоты? Не было «ничего», но Кто — т.е. Сам Бог был.
 
 
 
   А вообще — можно ведь почитать о начале творения и у философов и богословов, и у ученых, которые мыслят в контексте веры.
 
   Вот, к примеру статья Петренко:
 
«Размышления физика о тайне творения Вселенной»
 
   www.orthodoxy.ru/tropinka/Zal/knigi/razmysle.htm
 
 
   Или — рассмотрение вопроса с философско-богословских позиций о.Георгием Флоровским — в главе «Тварь и тварность» из книги «Догмат и история»:
 
 
  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]